Мэр Москвы Сергей Собянин в отчете об итогах года в Мосгордуме сообщил о продлении МЦД до Тулы, Твери, Калуги и других крупных городов ЦФО. Сколько времени потребуется на реализацию такого проекта, пока неизвестно, но интерес туляков к теме не угасает.
Федеральные эксперты выдвигают разные (порой противоположные) суждения о том, как продление метро повлияет на кадровую ситуацию и цены на недвижимость. Как же дополнительное транспортное сообщение со столицей отразится на жизни туляков? Рассуждаем вместе с тульскими специалистами.
Как считает Президент Тульской Гильдии Риэлторов Алексей Сидоров, спрос рождает предложение. По словам эксперта, если метро будет, то цены на недвижимость в тульском регионе вырастут.
«Цены на недвижимость в Тульской области, конечно, увеличатся. В каких это процентах будет, пока неизвестно. В ближней Москве, к примеру, после присоединения части Калужской области, выросли цены на жилье. До Москвы туляки смогут добраться на работу за 2 часа. Соответственно и москвичи смогут приезжать чаще в Тулу, и смогут купить тут квартиру, ведь цена ее меньше, чем в столице. Но при этом она станет дороже, чем сейчас. Спрос рождает предложение», — отметил Алексей Сидоров.
Генеральный директор агентства недвижимости «Этажи» Ольга Шамаевой считает иначе. По ее прогнозам, ситуация на рынке не изменится. То, что до Тулы продлят метро, не является значимым фактором, влияющим на ценообразование жилья, считает специалист.
«Вряд ли москвичи будут ездить в Тулу чаще. А вот туляки, да, будут ездить на работу. По большому счету, мало что поменяется. Особого оттока кадров, полагаю, не будет. Москвичи и сейчас достаточно часто посещают наш регион. Они покупают недвижимость в Туле, особенно загородную. Скорее, на цены влияет то, что многие могут позволить себе работать удаленно. Им все равно, где жить, в Москве или в Туле. Были истории, когда люди продавали в Москве свою «однушку» за 8-10 млн рублей и приобретали в Тульской области хороший дом. Говорить о влиянии продления метро в Тулу сложно, поскольку есть более весомые факторы, которые воздействуют на рынок недвижимости», — рассуждает эксперт.
Если говорить о влиянии предполагаемого наземного метро на транспортное сообщение между Тулой и Москвой, то здесь вопросов намного больше, чем готовых ответов. Профессор Тульского государственного университета, эксперт в сфере транспорта Игорь Агуреев отметил, что такое понятие как «наземное метро» сегодня отсутствует в государственных стандартах. Для начала стоит определиться с понятиями: по словам Агуреева по сути наземное метро будет представлять собой новый вариант пригородного рельсового транспорта, интегрированный в транспортные системы Тулы и Москвы.
«Давайте называть вещи своими именами. Сегодня есть ГОСТ только на метрополитен. Понятие «наземное метро» пока еще не стандартизовано. Если вести речь о продолжении транспортных диаметров из Москвы до Тулы и назвать это «наземным метро», то при проектировании потребуется государственный стандарт, который пока отсутствует. Эту идею надо называть совсем по-другому. Скорее всего, это будет обычная электричка, только более глубоко интегрированная в транспортные системы Тулы и Москвы», — объясняет эксперт.
Специалист назвал несколько ключевых аспектов, которые необходимо решить при продлении «наземного метро».
Билетная система. Во-первых, необходимо продумать согласование билетных систем оплаты проезда. Москвичи пользуются картами «Тройка», так же как и в Туле, однако это разные системы, в том числе по стоимости и правилам оплаты. В связи с этим тульская система должна быть объединена с московской.
Расписание. Необходима интеграция расписания метро с другими транспортными системами. Эксперт считает, что до станций должен быть организован городской пассажирский транспорт, который двигался бы по графику, согласованному с расписанием электричек. И таких станций в Туле должно быть несколько. Помимо этого расписание наземного метро должно быть согласовано с движением других поездов.
Интервалы движения. Еще один аспект заключается в необходимости обеспечения более коротких интервалов между поездами, почти как между станциями в московском наземном метро. Это необходимо для удовлетворения спроса граждан, считает профессор. При этом время в пути на таком наземном метро вряд ли будет заметно отличаться от того, как едут поезда в столицу сегодня. А это существенно ограничит рост спроса на данный вид транспорта.
Цена проезда. Также важным фактором является ценовая политика. Игорь Агуреев предполагает, что цена поездки на «наземном метро» не будет заметно ниже, чем на работающих сегодня электричках, если только не возрастёт существенно пассажиропоток.
«Цена не будет такой же, как в московском наземном метро на центральном кольце, например, — менее 100 рублей. И она будет, скорее всего, соизмерима с текущей стоимостью проезда в электричке. Из-за этого не произойдёт и прогнозируемого увеличения потоков. А это, в свою очередь, означает, что интервалы движения останутся большими. Скорее всего, между поездами будет время в несколько часов. Какое же тогда это метро? Это электрички. Вещи нужно называть своими именами», — отмечает эксперт.
Время в пути. Этот фактор может оказаться решающим при внедрении новой системы. Если московские диаметры будут продлены с использованием новых технологий высокоскоростного движения, тогда многие, кто сейчас едет в столицу на личном транспорте, пересядут на наземное метро. Такое время можно оценить величиной не более 1 часа 30 минут, от центра Тулы до пересечения с московским центральным кольцом.