После новогодних праздников, когда многие обмениваются подарками, часто накапливается много подарочный сертификатов. При этом возникают ситуации, когда в конкретном магазине вам ничего не нужно. Но можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат? На этот вопрос «Тульской прессе» помогла ответить адвокат РОКА «Невский, Серов и партнеры», магистр права Инна Новаковская.
Сформировалась устойчивая судебная практика, закреплённая позицией Верховного Суда РФ, о том, что сами по себе подарочная карта или сертификат не являются товаром. Факт их приобретения означает внесение предоплаты за товар или услугу. Если предоплата совершена, то потребитель должен получить встречное предоставление от продавца, так как данные отношения регулируются положениями о купле-продаже по аналогии. Внесение денежных средств за карту или сертификат является авансом. В случае, если потребитель по каким-либо причинам не получил такое встречное предоставление (не изъявил желание, не успел в срок) оставление продавцом аванса за собой является незаконным.
Но не только оставление за собой предоплаты, но и установление срока действия карты или указание условия в договоре о том, что по истечении срока карта становится недействительной, является нарушением прав потребителей, за что в КоАП РФ установлено административное наказание продавца. Сформировалась практика привлечения к административной ответственности за внесение в договор таких условий, что урегулировано ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Поэтому законно вернуть номинал подарочной карты Вы можете и в период ее действия, и даже по истечении срока, который указал продавец.
Если Вы обратились за возвратом денежных средств в период действия карты, то Вам обязаны вернуть денежные средства на основании положений норм ГК РФ об авансе, договоре купли-продажи и норм Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом, если продавец отказывается добровольно возвращать уплаченные средства, в судебном порядке он должен будет вернуть штраф в размере 50% от всей суммы, неустойку за пользование чужими денежными средствами, компенсацию морального вреда и расходы, связанные с судебным процессом. По истечении срока действия карты, суды удовлетворяют требования на основании норм о взыскании неосновательного обогащения – так сложилась судебная практика.
Итак, что делать, если Вы пришли к продавцу для возврата денежных средств, но он отказывает в этом:
1. Первым шагом попросите пригласить администратора. Очень часто вопросы, которые не могут разрешить продавцы, успешно улаживаются руководящими лицами. Объясните вежливо и подробно ситуацию и Вашу позицию по ней. Донесите, что если Ваши требования не исполнят, Вы будете вынуждены защищать свои права в судебном порядке и продавцу придется заплатить Вам сумму гораздо выше.
2. Если Ваши просьбы не удовлетворили, попросите книгу жалоб и предложений (она обязательно должна быть) и сделайте достаточно подробную запись об произошедшем. Зафиксируйте факт такого обращения на телефон, сделав фото или видео.
3. Предыдущий шаг не исключает необходимости подготовить письменно досудебную претензию и отправить ее по официальному адресу продавца заказным письмом. Обязательно сохраните чек об отправке данного письма.
4. Если по истечении 10 дней Вам не дали ответ и не удовлетворят Ваши требования, придется обращаться в суд для взыскания денежных средств, штрафа, неустойки и компенсации морального вреда или неосновательного обогащения.