В честь Международного женского дня мы решили рассказать, а главное — показать, как одевались жительницы Тульской губернии столетия назад.
Так, в XVIII-XIX веках замужние женщины в среднерусских и южнорусских деревнях носили не сарафан, а поневу — архаичный предмет крестьянского костюма. Она представляла собой несколько полотнищ шерстяной домотканины и, преимущественно, прошвы. Поневы были в клетку: считалось, что это — древний знак поля и земли, а также пожелание женщине плодородия и плодовитости. Интересно, что поневы различались своим цветом — могли быть синими или красными, отделкой, символами по губерниям и уездам, так же социальному статуту и предназначению.
Праздничные поневы украшались богаче, и материалы брались лучшие. А повседневные поневы изготавливали из практичных тканей и украшали скромней.
Справа — образцы народных костюмов Тульской губернии. Экспозиция Тульского областного краеведческого музея (источник фотографии https://www.museum-tula.ru/muzei/muzej-tokm/)
Поверх поневы замужние женщины надевали «занавеску», или передник. Был пояс, который считался оберегом. Кроме того, женский костюм не мыслился без головного убора: непокрытыми ходили только незамужние девушки, замужним же полагалось заплетать волосы в две косы, укладывать их под головной убор — платок, кокошник, повойник (небольшая полотняная шапочка, прим. редакции) или сороку.
«Костюмы были многослойны. Сверкающий галун и шелковые ленты, яркие шерстяные кисточки и шарики, цветные бисерные украшения от макушки головы до подола одежды — это «верхний слой». Рукава рубах от плеча до запястья покрыты ткаными, вышитыми, лоскутными узорами. Подол рубахи, который виден из-под края поневы, отделан цветным кружевом или узорной каймой. Значим в костюме богатый декор поневы — вышивка, золотное кружево, тесьма, галун. Оригинальностью формы и украшений отличаются передники, иногда с рукавами, но чаще — без них, длинные — их нижний край ниже подола поневы. Передники сзади распашные, со своеобразным «окошком» на лопатках. Короткие свободные «навершники», «насовы», «голопузики» — как правило, без рукавов или на лямках — завершают сложную многоступенчатую композицию костюма», — говорится в книге Государственного русского музея «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков».
Как именно выглядел женский костюм два столетия назад, показал автор Дзен-канала «Поиск предков: Тульская губерния». Он опубликовал иллюстрации из альбома Федора Солнцева «Одежды Русского Государства» 1869 года. По поручению президента Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге живописец путешествовал по стране, в том числе и по Тульской губернии, «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За все время он нарисовал более трех тысяч высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией.
Иллюстрации Федора Солнцева из альбома «Одежды Русского Государства» (источник — «Поиск предков: Тульская губерния»)
В похожем стиле тульских крестьянок изобразил другой выпускник, а впоследствии академик Императорской Академии художеств Карл Шульц.
Иллюстрация Карла Шульца (источник — «Поиск предков: Тульская губерния»)
Как одевались жительницы Тульской губернии во второй половине XIX века можно увидеть на фотографиях Вильяма Каррика, который родился в Шотландии и стал в России первым фотографом-этнографом. Тульская крестьянка попала сразу на два снимка Каррика: фотограф снял ее у дверей амбара с бадьей в руках и стоящей у плетня.
Фотографии Вильяма Каррика «Крестьянка Тульской губернии» (источник — «Поиск предков: Тульская губерния»)
Автор канала также опубликовал в своей статье графические работы XVIII века. Акварельные рисунки нашли в рукописи Русского Географического Общества «Этнографические сведения о быте государственных крестьян Тульской губернии» 1795 года.
Женский костюм в Новосильском уезде Тульской губернии, ныне Орловской области (источник — «Поиск предков: Тульская губерния»)
Женские народные костюмы из Тульской губернии также можно увидеть в работах Варвары Сидамон-Эристова и Натальи Шабельской, которые сейчас хранятся в фондах Государственного исторического музея.