В апреле в Тульской области случилось несколько происшествий, где пострадали дети, которые остались без присмотра родителей. С начала этого года в Тульской области уже выпали из окон 4 ребенка. К счастью, все остались живы.
Большинство несчастных случаев происходят по беспечности родителей и опекунов, которые не следят за тем, чем занимается ребенок. Некоторые считают, что ребенок уже довольно самостоятельный, чтобы определить степень опасности своих действий. «Тульская пресса» решила обратиться к экспертам и узнать, с какого возраста ребенка можно оставлять одного в квартире.
О том, как и когда нужно начинать приучать ребёнка к самостоятельности? Что грозит родителям, которые часто оставляют детей без присмотра на длительное время? Рассуждаем с точки зрения
психологии и законодательства.
По словам практикующего психолога, кандидата экономических наук Екатерины Каталиной, тема оставления детей без присмотра скорее относится к морально-этическим, а не правовым аспектам жизни. Возрастных границ в этом вопросе не предусмотрено, но родители могут понести уголовную ответственность, если они оставили ребёнка в состоянии, которое грозит опасностью для здоровья и жизни (ст. 125 УК РФ), если родители оставили ребёнка на долгое время без питания, воды и денег (ст. 77 СК РФ).
«Почему в законодательстве нет временных ограничений и указания возраста, в котором можно оставить ребёнка одного? Этот вопрос требует индивидуального рассмотрения: многое
зависит от осознанности родителей, их внимания к навыкам и адаптированности своих детей, обстоятельств, в которых им пришлось оставить ребёнка одного, особенностей воспитания,
материального и социального положения семьи, отношений между детьми и родителями. Но отсутствие границ возраста и точных временных рамок оставления ребёнка одного не значит отсутствия ответственности родителей за состояние детей», — отмечает специалист.
Для того, чтобы убедиться в том, что ребёнка можно оставить одного, важно:
- исключить доступ опасных вещей в квартире: острых предметов, спичек, сильнодействующих лекарств. Среда должна быть безопасной. Важно установить блокираторы на окна, чтобы избежать падения с высоты. Также полезным будет закрепить мебель, чтобы она не упала на ребёнка, если он, например, заденет стеллаж во время игры;
- быть уверенным в том, что ребёнок может самостоятельно позаботиться о себе: разогреть еду, налить воды, сам сделать уроки;
- учитывать особенности детской психики: как ребёнок переносит разлуку? Испытывает ли панику, находясь один? Если он переносит одиночество очень эмоционально, к длительному пребыванию дома без родителей он не готов.
Для того, чтобы ребёнок мог остаться один дома в безопасности, ему нужно:
- уметь пользоваться телефоном, звонить родителям и знать их данные, владеть навыком вызвать скорую, полицию, спасательную службу;
- быть способным проводить время в одиночестве, спокойно его переносить, не иметь серьёзных фобий;
- уметь самостоятельно соблюдать режим дня и контролировать своё поведение;
- знать технику безопасности (не открывать дверь незнакомым людям, не баловаться со спичками, не высовываться в окно).
Психолог уточняет, что не стоит сразу оставлять ребёнка надолго, постепенно увеличивайте время своего отсутствия– например, сначала лучше выйти на 10 минут, через несколько дней – на полчаса, и только затем увеличить время до часа.
Одной из важнейших родительских задач является приучение ребёнка к самостоятельности. Ведь, по большому счёту, мы растим детей для того, чтобы они могли потом дальше жить самостоятельно. Но в каком же возрасте начинается формирование этого навыка и как, считает семейный и детский психолог, эксперт международного онлайн-института психологии Smart Светлана Смирнова.
«Впервые ребёнок проявляет самостоятельность начиная с 8 месяцев после того, как может оторваться от родителя и доползти до того, что ему интересно. Этот период с 8 месяцев до 2,5 лет ещё важен для формирования такого качества, как уверенность в себе. А формируется оно на телесно-эмоциональном уровне, благодаря тому, что родители спокойно реагируют на самостоятельное исследование ребёнком этого мира, пространства вокруг него. В этом возрасте в норме ребёнок ползает, всё трогает, тащит в рот и т.д. И иногда сталкивается с тем, что что-то падает или что-то его пугает, вот тогда ему срочно нужен родитель, который успокоит, поможет и покажет как взаимодействовать с пугающим объектом и как справиться со сложной задачей. Но уже на этом этапе важно, чтобы какое-то время ребёнок проводил самостоятельно, без вмешательства родителей», — рассуждает эксперт.
Далее наступает этап, когда дети начинают активно играть, придумывая разные миры, используя разные игрушки. А что такое игра? Это уже самостоятельная деятельность ребёнка, в которой происходит осмысление жизни, символическое отражение того, что происходит вокруг. И совершенно нормально, если ребёнок играет сам, а родитель идёт заниматься своими делами. Или родитель приходит, смотрит, интересуется, радуется тому, что создал ребёнок, и снова уходит в свою жизнь. Если ребёнок всё время рядом со взрослым и постоянно может играть только если взрослый ему помогает, то формируется совсем другая история: «я сам ничего не могу, только когда есть взрослые».
«На мой взгляд, оптимально это делать примерно лет с 9-11, так как у ребёнка уже к этому возрасту есть набор важных умений и навыков. Он уже точно знает, что делать, если кто-то непонятный звонит в дверь, и может обращаться с телефоном. Может себя занять в отсутствие родителей и даже очень обрадоваться, что он наконец-то один и может чем-то заняться таким без родителей, чем хотелось бы заняться без них», — считает эксперт.
Поколению миллениалов со школьных лет доверяли ключи от дома, и они самостоятельно до него добирались, грели еду и делали уроки. Сейчас другое время. Также многое зависит от
готовности ребенка и родителей. Такого мнения придерживается психолог, консультант по психогенетике и семейным отношениям Ольга Камышинская.
«Я бы раньше 12 лет не оставляла, потому что сознание ребенка еще не сформировано до конца, он не может понимать ответственность за свои действия, т.к. нейронная сеть еще не полностью построена. Тело выросло, а мозг не готов. Важно быть уверенным в готовности ребенка оставаться одному дома. Поэтому именно совершеннолетие считается юридической готовностью человека нести ответственность за свои поступки, это связано с его биологической зрелостью», — считает психолог.
Ольга Камышинская напомнила, что на Руси пятилетняя девочка уже многое могла делать, с ней оставляли даже младенца. Распределяли между детьми ответственность, обязанности.
«Когда мы живем в городе, есть другие опасности. Большое движение на дорогах, преступность. Это не та среда, в которой мы жили в СССР. Было совсем по-другому с точки зрения безопасности. Поэтому сейчас родители везде возят своих детей. В школу и обратно, либо договариваются с другими родителями, помогают друг другу.
До 12 лет сознание ребенка не сформировано. У него даже нет личного мнения. Он присоединяется обычно к кому-то из родительских фигур. То есть его можно ввести в заблуждение, на него можно повлиять. А уже когда начинается подростковый возраст, половое созревание, то он начинает спорить, у него появляется собственный взгляд на все. Это как раз говорит о том, что собственное сознание и мнение уже сформированы, начинаются этапы сепарации. Я считаю, что ближе к этому возрасту уже можно оставлять ребенка дома одного.
Очень много зависит от местности и культуры, где проживает ребенок. Конечно, есть очень самостоятельные детки. Если школа находится в 50 метрах от подъезда, то вполне можно отпускать его туда одного. При условии, что во дворе работает система видеонаблюдения, а у ребенка есть часы, передающие его геолокацию. Если родители полностью подготовили условия для того, чтобы не беспокоиться, то почему бы и нет?
Что грозит родителям, которые оставляют детей без присмотра? Это зависит от правовой системы в государстве. Например, в США могут даже лишить родительских прав, если они бросили ребенка в машине или оставили его одного ночевать дома. А есть страны, где этот вопрос не урегулирован. Но законы постепенно меняются, и общество обязано им подчиняться. В этом есть смысл, потому что прежде всего это безопасность нас и наших детей», — рассуждает эксперт.