Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Обещаю: будет интересно! Юлия Селезнева – о целях и задачах Института детства

В ТГПУ им. Л.Н. Толстого открылся Институт детства

С 1 сентября 2024 года в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого откроется Институт детства. Новая образовательная структура расширит возможности для подготовки будущих воспитателей, учителей музыки и начальных классов, детских педагогов-психологов и социальных педагогов.

Возглавит Институт детства Юлия Селезнева, кандидат психологических наук, практический психолог, рекордсменка России по воздухоплавательному спорту, тренер-преподаватель, действительный член Ассоциации спортивных психологов, член-корреспондент Академии имиджелогии. Она рассказала «Тульской прессе», что будет представлять собой новая структура и как в Институте детства будут учить студентов.

Юлия Анатольевна, что будет представлять собой Институт детства?

Творческое, развивающее пространство для подготовки учителей начальной школы, музыки, воспитателей детских садов, методистов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования.

У нового Института богатая история: учителей начальных классов в Толстовском университете начали готовить в 60-х годах прошлого века на педфаке. В девяностые годы он был преобразован в факультет педагогики и психологии развития ребенка, затем в факультет искусства, социальных и гуманитарных наук. И вот сейчас Институт детства объединит в себе три больших, уже существующих, направления: начальная школа с разными профилями (в этом году ведется набор на профили «русский язык», «математика» и «дополнительное образование»), дошкольное воспитание и музыка. В общем, опираясь на традиции, мы будем совершенствовать настоящее и проектировать образование и воспитание будущее дошкольников и младших школьников.

Институт детства был необходим?

Думаю, да, современные тенденции развития детей требуют иной подготовки педагогов, иных педагогических решений.Мы проанализировали мнение наших выпускников, ребят, которые в минувшем году принимали участие в проекте «ПРОстажер», и их наставников, и все они сказали: не хватает практики. Мы планируем заняться этим прямо с 1 сентября.

Как это будет интегрировано в учебный процесс?

Предполагается, что студенты педагогического университета сначала изучают теорию, потом методику. И только после этого, на четвертом и пятом курсах, – идут в школы и детские сады на производственную практику. Но что получается? Теорию и методику студенты изучают с преподавателем в вузе, а практику проходят с учителями в школах. На мой взгляд, получается «разрыв»: педагоги вуза не видят своих студентов в «полевых» условиях, не имеют возможности поправить, если «что-то пошло не так». Поэтому мы планируем значительную часть практических занятий проводить на базах центров образования, чтобы и студенты, и преподаватели могли видеть реальных детей, наблюдать за особенностями их развития.

Поменялись дети – изменится и подход к их обучению?

На мой взгляд, задача университета не только в том, чтобы подготовить молодых педагогов, но и в том, чтобы предложить им педагогические технологии, методики, приемы, которые будут эффективны для современных школьников и дошкольников.

Проблема в том, что сейчас дети меняются быстрее, чем педагогические технологии. Приведу пример: старшее поколение преподавателей родилось, когда про дисковый телефон знали только то, что он есть. В моем детстве такие телефоны стояли почти в каждом доме, когда я подросла, начали появляться мобильные телефоны. А сейчас дети уже рождаются «с телефоном в руке». И с одной стороны они классно ориентируются в цифровой среде. С другой –совершенно не умеют верифицировать информацию.

Если раньше в начальной школе мы учили ребенка грамотно искать информацию в книгах –сформулировать вопрос, определить примерную отрасль знаний, раздел, пойти в библиотеку и найти подходящий учебник или энциклопедию, то сейчас вопрос и усложняется, и упрощается одновременно. С одной стороны, все просто: я набрала вопрос в поисковике, мне выпало несколько ссылок. С другой стороны, возникает вопрос – а что из всего найденного правда? Что выбрать? И я сейчас говорю только про один навык – навык поиска информации.

Смотрите, все будущие педагоги в университете изучают, созданную в прошлом веке, периодизацию возрастного развития прекрасного советского психолога Льва Семеновича Выготского. Если применить ее к современным детям, то можно увидеть, что ряд аспектов развития в эту концепцию уже укладывается, и нам важно четко знать, какие именно. Думаю, что мониторинг развития дошкольников и младших школьников позволит нам не только понять тенденцию развития современных детей, но и проектировать адекватные педагогические технологии.

Что нового будет в учебном процессе?

Мы будем активно расширять образовательное пространство. Практика учиться не только в кабинете существует очень давно. Кстати, и Лев Николаевич Толстой, чье имя сейчас носит университет, говорил об открытом образовании. Учить надо там, где детям будет интересно.Чтобы студент смог это воспроизвести, ему нужно не рассказывать об этом, его нужно погрузить в эту «интересную образовательную среду». Поэтому часть занятий будет проходить в музеях, в открытых общественных пространствах, в образовательных центрах, мастерских, кванториумах. Наши выпускники должны быть готовы к тому, что в школах уже существуют занятия, которые пока не являются базовыми дисциплинами, изучаемыми в университетах.

Производственная практика на старших курсах остается?

Конечно, остается. Но она тоже изменится: появятся дополнительные задачи, связанные с мониторингом развития детей, с апробацией разработанных преподавателями и студентами педагогических приемов, игр и методических пособий.

Мы переходим к практико-ориентированности на каждом курсе, а не только на четвертом и пятом. Большая часть учебных курсов будут заканчиваться не стандартным зачетом или экзаменом, а практической работой (хотя привычные зачеты и экзамены тоже будут). Например, студент освоил теорию и методику математики, провел исследование возрастных особенностей первоклассников, на основе этого разработал дидактическую игру, сделал апробацию … и на выходе – современное методическое пособие и/или научная статья.

Преподаватель, посмотрев такую работу, сразу поймет, понимает ли студент суть вопроса. Так что, филонить не получится.

Готов ли преподавательский состав к таким изменениям?

Мы организовали страт-сессию, в которой приняли участие преподаватели и работодатели – представители школ и детских садов, где сформулировали основные направления предстоящих изменений. Затем собрались с коллегами в более узком кругу и стали думать, что же нужно для того, чтобы воплотить все наши грандиозные планы в жизнь. Уже разрабатывается научная программа Института, переосмысляется подход к преподаванию теоретических и практических дисциплин, формулируются принципиально новые темы курсовых и дипломных работ. А еще мы все вместе – и преподаватели, и студенты – начали преобразовывать учебные аудитории Института детства.

Так что обещаю: будет интересно!

Реклама. ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. ТОЛСТОГО»

erid: F7NfYUJCUneLsXEq7QVL
Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний