8 августа избирательная комиссия Тульской области подвела итоги этапа регистрации кандидатов на сентябрьских выборах. С 6 по 8 сентября жители будут выбирать губернатора Тульской области, а также депутатов областной и городской Дум.
В ходе проверки подписей, собранных региональным отделением партии «Яблоко» были обнаружены две подписи избирателей, которые скончались еще до начала их сбора и 14 пар одинаковых подписей. Всего, по данным избирательной комиссии Тульской области, недействительными были признаны 235 подписей.
Причины появления сомнительных данных в подписных листах «Тульской прессе» объяснил политтехнолог Алексей Игнатов.
«Если в подписных листах появляются люди, которые умерли до проставления подписи, это непреложный признак того, что часть подписей «нарисована».
Подобное случается, если сборщики «пользуются» базой данных с предыдущих избирательных кампаний – некоторые считают, что такой подход упрощает жизнь. И если дублирующиеся подписи еще можно как-то оправдать техническими ошибками, недоглядом, или еще чем, то подписи умерших людей в сданных подписных листах обосновать никак нельзя, и все это понимают», — отметил Игнатов.
По словам эксперта, с «Яблоком» в этом году в принципе возникла интересная ситуация. Сначала они заявлялись на все три кампании в регионе – губернаторскую, в Тульскую областную и Тульскую городскую Думы.
Позднее от кампании в Тульскую областную Думу региональное отделение партии отказалось, заявив, что собрать большое количество подписей за ограниченное время им слишком сложно.
«Говорить о выборах в губернаторы даже неудобно: по закону кандидаты должны собрать определенный пакет документов, в том числе, подписи муниципальных депутатов. Все зарегистрированные кандидаты – Александр Балберов, Сергей Гребенщиков, Денис Илюхин, Алексей Лебедев и Дмитрий Миляев это сделали.
Владимир Дорохов от «Яблока» не смог собрать подписи муниципальных депутатов и не стал предоставлять в избирком никакие документы. Он пришел в избирательную комиссию и вместо пакета документов отдал книгу Джорджа Оруэлла «1984».
Избирательная комиссия по закону обязана принять любой документ, который принес кандидат. То есть этот политический перформанс с точки зрения привлечения внимания, конечно, сработал, но дальше дело не пошло. Сбор подписей в поддержку политика или партии – серьезная кропотливая работа. И в первую очередь для такой работы нужны идеологически «заряженные» люди, а уже потом деньги. Если сборщик подписей действительно верит в своего кандидата, искренне работает в его поддержку, то и подписи у такого сборщика будут достоверными. Такому сборщику нет необходимости жульничать», — добавил политтехнолог.
Алексей Игнатов напомнил, что для регистрации на выборах в Тульскую городскую Думу нужно было собрать 2134 подписи – для полумиллионного города это совсем немного, особенно, если у партии есть актив.
«На моей памяти, у «Яблока» была одна успешная кампания в Тульскую городскую Думу — в 2010 году, когда к партии присоединился опытный политик Владимир Тимаков, и партия Яблоко прошла в городской парламент. Сейчас этот политик представляет другую партию, и «Яблоку» не хватило подписей для регистрации.
Кстати, интересный факт. Уже четыре года как избирательное законодательство оперируют понятием минимального количества подписей для регистрации, а не процентом – 5, 10 или иным. И если партия не смогла представить в избирком минимум достоверных подписей, то проценты здесь ни при чем», — подытожил специалист.
ПО ТЕМЕ: