Учебный год в Тульской области уже идет, а вопросов у родителей меньше не становится. С министром образования Тульской области Оксаной Осташко мы поговорили о новых предметах, подготовке к ЕГЭ, образе современного учителя и фантастике на уроках литературы.
Что изменится для тульских школьников в новом учебном году?
Одним из нововведений, вступивших в силу, стал запрет на использование средств радиотелефонной связи во время уроков. К таковым относятся мобильные телефоны, умные часы и другие устройства с сим-картами. Использовать их во время уроков можно, но только в экстренных случаях, когда есть угроза жизни или здоровью школьников и преподавателей.
Подчеркну, ребята всегда будут на связи с родителями. Но в образовательном процессе мобильные устройства должны использоваться только с разрешения учителя.
Также принят новый закон о статусе педагога. Школы смогут самостоятельно устанавливать требования к дисциплине во время уроков, к правилам поведения в самом учебном заведении. У педагогов появится возможность делать запросы на применение дисциплинарных взысканий к ученикам, нарушающим правила. Администрация школы в свою очередь обязана будет их рассмотреть.
В школьную программу вернутся уроки труда, ОБЖ станет «Основами безопасности и защиты Родины», а в 17 школах региона, на базе которых созданы специальные условия, будут учиться управлять беспилотниками.
В чем особенности новых предметов, и готовы ли учителя к преподаванию новых предметов?
Вместо привычного ОБЖ в школах появились «Основы безопасности и защита Родины». На уроках ОБЗР детям расскажут о защите населения при чрезвычайных ситуациях или угрозе войны, научат реагировать на сигнал «Внимание всем!», пользоваться средствами защиты, а также познакомят с боевыми свойствами и устройством стрелкового оружия, положениями общевоинских уставов.
В 10-х и 11-х классах будут и практические занятия, в которые войдут тактическая, огневая, инженерная, военно-медицинская и техническая подготовка.
Учащиеся 1–9-го классов вновь будут учиться на уроках труда. На занятия отведут один час в неделю в начальной школе и два — в основной. Помимо привычных кулинарии, кройки и шитья, столярного дела, будет множество различных модулей. В соответствии со своей спецификой школы могут выбрать модули «Животноводство» и «Растениеводство», «Автоматизированные системы». И в каждый модуль будет включена тема «Мир профессий».
Более эффективными и интересными уроки труда станут благодаря «Точкам роста», центрам цифрового образования детей «IT-куб» и детским технопаркам «Кванториум», которые открылись в регионе за время реализации национального проекта «Образование».
Все педагоги прошли повышение квалификации в федеральных центрах, а практические навыки преподаватели ОБЗР усовершенствуют на базе Тульского государственного педагогического университета. Обучение началось 11 сентября и закончится в декабре.
Поэтому, подводя итог, скажу, что наши педагоги готовы вести новые предметы в соответствии с современными требованиями.
И ждать ли в тульских школах уроков астрономии, о которых говорили еще в 2017 году?
Что касается астрономии, то в новой редакции федеральных государственных образовательных стандартов этот предмет исключен из перечня обязательных. Но содержание курса «Астрономия» вошли в полном объеме в учебный предмет «Физика».
В школьной программе появится новый курс — «Семьеведение». Как будут проходить уроки в тульских школах?
С 1 сентября для учеников 10-х и 11-х классов ввели предмет «Семьеведение». Он будет формировать у детей семейные ценности, что в будущем должно привести к укреплению института семьи.
Семьеведение – это не урок в привычном его значении. Проходит он в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы. С детьми должен быть выстроен доверительный диалог с обратной связью.
Опыт построения такого диалога в тульских школах есть. С 2014 года реализуется региональный проект «Основы семейной жизни», рассчитанный на учащихся 7-8 классов. Он реализуется в разных формах: классные часы, дополнительное образование, внеурочная деятельность.
С 1 сентября в школах появятся новые учебники и контурные карты по географии. Чем они отличаются от прежних?
В текущем году школьники будут пользоваться учебниками по географии, которые вошли в федеральный перечень.
Учебники содержат актуальные карты с учетом новых субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное деление и границы нашего государства отображены по состоянию на январь 2023 года.
Новые учебники для средней школы подготовят и по истории. Владимир Мединский недавно заявил, что учебники представят широкой общественности в сентябре. А когда их увидят школьники?
Авторами новых учебников по истории для 5-9-х классов являются помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Этот учебник вобрал в себя лучшее от трех существовавших линеек по истории, в нем много микроисторий, любопытных фактов, редких иллюстраций, кардинально меньше цифр, дат, сухой статистики, больше рассказов о людях, реальных событиях. В настоящий момент проходит его апробация, после чего он войдет в федеральный перечень учебников.
Обучающиеся начнут заниматься по данному учебнику со следующего учебного года.
Говорят, что в школах начнут изучать в школах фантастику отечественных и зарубежных писателей (но в качестве дополнительной литературы). Как вы лично относитесь к такому нововведению?
Сегодня жанр фантастики набирает все большую популярность. Вряд ли можно найти ребенка или взрослого человека, не знакомого со знаменитыми литературными произведениями, фильмами, созданными в этом жанре.
Можно найти аргументы положительного и отрицательного влияния фантастики. Во-первых, фантастика как жанр проистекает из мифов и сказок. Во-вторых, среди фантастических произведений немало действительно качественных. К этому жанру относятся и детские книги Кира Булычева, Виталия Губарева, Евгения Велтистова, любимого не одним поколением детей Электроника, произведения Герберта Уэллса и автора серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг.
Однако здесь есть и отрицательные стороны. Фантастические миры подчас прописаны настолько реалистично, что ребенок находится в большом искушении поверить в то, о чем он читает. Этот мир может стать для него куда привлекательнее, ведь дети склонны отождествлять себя с героями. Кроме того, все чаще авторы прибегают к сценам драк, насилия, жестокости. Ребенок, погружаясь в этот мир, переносит такую модель поведения в реальность. У него меняются приоритеты, и формирование личности идет в неверном русле.
Поэтому выбор произведений во многом зависит от взрослых, прежде всего, педагогов.
В прошлом году ЕГЭ претерпел некоторые изменения. Будут ли ждать изменения тульских выпускников в этом году? И с какого класса учителя начинают готовить школьников к ЕГЭ?
Специалисты Рособрнадзора, которые разрабатывают требования к проведению ЕГЭ, говорят, что возможные новации не усложнят экзамены и не повлияют существенным образом на подготовку к ним.
Изменения коснутся контрольных измерительных материалов и направлены на усиление практико-ориентированной составляющей: применение умений и навыков, анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации.
По каждому предмету создаются демоверсии, на которые и нужно ориентироваться.
Подготовка к государственной итоговой аттестации осуществляется в образовательных организациях в течение всего периода обучения. Учителя-предметники хорошо осведомлены обо всех изменениях и учитывают их. Поэтому выпускникам волноваться не о чем. Надо настроится на серьезную работу и, уверена, положительный результат обязательно будет.
Поступают ли жалобы в министерство от родителей на сбор денег на нужды школы? На что чаще всего «собирают»?
Школы получают финансирование из бюджета. Из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование.
Запрет на какие-либо сборы в школах и детсадах закреплен в Конституции России и в законе «Об образовании в РФ».
Сборы средств обычно инициирует родительский комитет. Как правило, это поездки или организация праздников. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Родители не обязаны давать деньги на подобные цели.
Многих родителей волнует возможность «продленки» в их школе, ведь бывают случаи, когда «продленки» нет или она заканчивается слишком рано.
Действительно ли каждая школа вправе решать, как организовывать «продленку» в начальной школе? Что делать родителям, если возможности забрать ребенка раньше нет – обращаться с жалобой в минобр или договариваться с директором? И существует ли адаптация для первоклассников?
Действительно, решение об организации группы продленного дня (ГПД) для младших школьников, о режиме работы должна принимать образовательная организация с учетом выявленной потребности. ГПД в школе могут быть организованы как в первой, так и во второй половине дня в зависимости от смены обучения детей.
В случае необходимости родителям достаточно обратиться к руководителю образовательной организации. В случае, если родителей не услышали в школе, есть учредители — органы управления образования по месту проживания и министерство образования.
Первый год обучения для наших детей, безусловно, является непростым. Именно поэтому режим работы первых классов предусматривает постепенное увеличение учебной нагрузки, дневной сон, дополнительные каникулы и, конечно, более пристальное внимание педагогов к первоклассникам.
Какие льготы сейчас действуют в Тульской области для школьников и их родителей?
Во время учебного года до 30 июня включительно обучающимся и студентам-очникам предоставляется скидка в размере 50% от установленного тарифа на проезд автомобильным транспортом общего пользования в пределах Тульской области.
Данная льгота распространяется для обучающихся старше семи лет на железнодорожный транспорт пригородного сообщения, кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности, в случае приобретения билета для разовой поездки и в случае приобретения абонементных билетов «ежедневно» сроком действия один месяц.
Одной из мер социальной поддержки в Тульской области является бесплатное горячее питание. Завтраками или обедами обеспечены обучающиеся 1-5-х классов и ученики 6-11-х классов из многодетных семей, обучающиеся, чьи родители участвуют в специальной военной операции. Двухразовое питание получают дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях, дети-инвалиды.
Современный учитель — в чем его основная задача сегодня?
Современный учитель — это постоянно развивающийся наставник.
Его главная задача — создать траекторию гармоничного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: обнаружить, поддержать и развить таланты, построить личность настоящего человека, любящего себя, свою семью, друзей и страну.
Для саморазвития, повышения профессионального мастерства педагога в регионе создана целая система, включающая в себя повышение квалификации, семинары и мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства различного уровня, наставничество.
В Тульской области уже не первый год реализуется программа «Земский учитель», которая призвана обеспечить сельские школы преподавательскими кадрами. Есть и другие меры поддержки. Удалось ли полностью решить проблему нехватки учителей в селах? Сколько сейчас педагогов работает в сельской местности?
Программа «Земский учитель» в Тульской области реализуется с 2020 года. Это единовременная выплата в размере 1 млн. рублей учителям, переехавшим на работу в сельские населенные пункты либо города с населением до 50 тысяч человек. Участвуют в этой программе учителя в возрасте до 55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональным стандартам.
В рамках реализации проекта на федеральном уровне устанавливается плановый показатель для каждого региона. В текущем году для Тульской области — это 13 человек.
Если говорить в целом, то за 2020-2023 год в регионе привлечено 42 «земских учителя».
На начало этого учебного года в системе образования работает порядка 20 тысяч педагогов, в том числе более 9 тысяч учителей. Численность учителей сельской местности — около 3 тысяч человек.
Вакансии, безусловно, есть, среди них и – учителя сельских школ. Наиболее востребованы учителя математики, иностранного языка, русского языка и литературы, начальных классов.
В этом году продолжена реализация регионального проекта «Простажер», в рамках которого студенты-старшекурсники ТГПУ им. Л.Н. Толстого и педагогических колледжей будут трудоустроены в школы региона на вакантные ставки.
Сейчас многие говорят о том, что современные дети получают информацию преимущественно из интернета. Нельзя не упомянуть про хакерские атаки, бесконечные взломы различных ресурсов и непроверенные данные, фейки, которые публикуются.
В тульских школах учат ли детей грамотно искать информацию в интернете? И приходится ли сегодня педагогу тоже учиться вместе с учениками из-за огромного количества информации, которая появляется в интернете?
Сегодня Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее с использованием Интернета также связаны риски. Он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не всегда подходящие для детей. Наша задача — защитить их от негативной информации, причиняющей вред их здоровью и благополучию.
Мы уделяем большое внимание содержательной части информационных систем и программ, используемых в образовательном процессе. Во всех образовательных организациях установлена контент-фильтрация, используются только разрешенные интернет-ресурсы.
В регионе реализуется программа обеспечения информационной безопасности, в рамках которой проводится большое количество мероприятий по формированию культуры поведения в сети для всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей. Это «Уроки Цифры», Единый урок по безопасности в сети «Интернет», где вместе с детьми учатся и их родители; тематические семинары, круглые столы.
С 1 сентября вопросы информационной безопасности будут рассматриваться также в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
В прошлом году закон об образовании был дополнен: учителям разрешили делать замечания учащимся. Кроме того, у педагога появилось право на уважение его человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия (до этого такое право было только у учеников). Как считаете, эти дополнения сильно повлияют на отношения «учитель-ученик»? Сильно ли изменится учебный процесс?
Подобные решения направлены на поддержку высокого социально статуса учителя.
Я считаю, что такие дополнения необходимы и своевременны. Школьника нужно учить уважать окружающих, правилам поведения в современном мире, взаимодействию с другими людьми. И ребенок должен понимать меру ответственности за свои действия.
В августе регион принял у себя жителей Курской области. Сколько детей из эвакуированных районов пошли в тульские школы?
Перед началом учебного года была проделана большая организационная работа. Обработаны списки детей — а сегодня их зарегистрировано более 340 — для определения образовательного маршрута с учетом их индивидуальных особенностей. Собраны мнения родителей и законных представителей по приоритетным формам организации образовательного процесса.
Еще 30 августа большинство детей, выбравших очный формат обучения, были зачислены в школы, был решен вопрос по подвозу обучающихся. Нуждающимся оказана помощь в прохождении медицинского осмотра.
Есть обучающиеся, выбравшие дистанционную форму обучения. Им тоже оказано необходимое содействие. Все дети обеспечены канцелярскими принадлежностями, учебниками и учебными пособиями.
Вопрос организации обучения курских ребят стоит на особом контроле в министерстве.
В заключение хочу сказать, что система образования Тульской области развивается, и трансформация колоссальна. В августе в Тульской области был с визитом Министр просвещения Российской Федерации. На встрече с Губернатором Тульской области Дмитрием Миляевым Сергей Кравцов высоко оценил нашу работу по модернизации системы образования региона.