В России планируют ввести обязательную сертификацию самокатов. Соответствующий проект постановления правительства подготовил Минпромторг. Ориентировочная дата нововведения — 1 марта 2025 года.
ГОСТ на электрические средства индивидуальной мобильности (СИМ) начал действовать в феврале прошлого года. Теперь министерство добивается соответствия самокатов этому документу. Так, СИМ нужно будет подключать к ГЛОНАСС и другим спутниковым навигационным системам, а также оснащать модулем сотовой связи.
Мы решили узнать, как к подобным нововведениям относятся в Туле. Как заявил «Тульской прессе» первый заместитель главы администрации города Дмитрия Ярцев, подобный шаг поможет тщательно контролировать и выявлять нарушителей:
«Поддерживаю проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по введению обязательной сертификации электросамокатов. Убежден, что этот шаг позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий с участием пользователей средств индивидуальной мобильности, обеспечивая тем самым безопасность всех участников движения.
Кроме того, обязательная сертификация облегчит процесс установления нарушителей ограничений пользования СИМ, предоставляя возможность контролировать соблюдение Правил дорожного движения непосредственно во время движения. Введение обязательной сертификации электросамокатов соответствует современным тенденциям развития транспортной инфраструктуры и направлено на повышение уровня безопасности на дорогах. Эта мера будет способствовать формированию культуры поведения на дорогах», — отметил он.
Как считает депутат Тульской областной Думы Александр Балберов, в первую очередь нужно ограничить скорость электросамокатов, чтобы обезопасить пешеходов:
«Я приветствую все, что связано с безопасностью человека. Я уже много раз говорил, почему нельзя ограничить скорость этой «колесницы» до 10 км/ч? Это волне возможно осуществить, причем дистанционно. Это первое, что необходимо сделать. Эта металлическая конструкция весит не мало, а когда на ней стоит человек, она превращается в «летящий снаряд». Ленивый человек хочет ехать, причем довольно быстро. Подключить к ГЛОНАСС — почему бы и нет? Чтобы было удобнее отслеживать, где и когда данное транспортно средство находилось в тот или иной момент времени», — подчеркнул Александр Балберов.
Как рассказал генеральный директор сервиса «Берисамокат» Сергей Гордеев, текст ГОСТа описывает класс СИМ в максимально широком смысле, в том числе и различные самокаты, которые можно приобрести в розничных сетях для личного пользования. Такие самокаты ранее не имели конкретных требований, и они не оснащаются дополнительным оборудованием для передачи координат или возможностью ограничивать их скорость удаленно:
«Шеринговые самокаты (как правило уже с завода) оснащены необходимым модулем (с возможностью передачи текущих координат средствами спутниковой геолокации через сети мобильных операторов). По сути, наличие этого модуля — необходимость для существования самого бизнеса шеринга самокатов. Это позволяет также удаленно управлять самокатами (менять их скоростной режим, ограничивать въезд в определенные геозоны). Сам по себе ГОСТ не расширяет объем требований к использованию самокатов в качестве СИМ. Но он необходим как минимум для понимания, что рынок шеринга самокатов использует и будет в дальнейшем использовать только самокаты, которые могут пройти испытания на прочность, имеют эффективную тормозную систему и могу быть идентифицированы по уникальному номеру в случае необходимости. При этом это не избавляет сервис от такой проблемы, как катание на самокатах вдвоем. Пока ни один сервис не научился с этим справляться.
Для снижения аварийности, изменения привычек поведения (катания вдвоем или передвижение по проезжей части) есть несколько инициатив в разных регионах. Некоторые компании тестируют размещения «номерных знаков», читаемых городскими камерами. Информация с этих камер передается операторам СИМ для применения штрафных санкций или блокировки пользователей в соответствии с ПДД или правилами сервиса», — объясняет эксперт.
ПО ТЕМЕ: