В России 5 октября отмечается День учителя. Накануне праздника «Тульская пресса» поговорила с учителями. Мы провели небольшой блиц, в который попали следующие вопросы:
- Почему решили стать учителем?
- Что мотивирует в работе?
- Как привить ребенку любовь к учебе?
- Правда ли, что современные родители школьников невыносимы?
- Почему молодые люди не хотят идти работать в школу?
Светлана Осечкина, СОШ № 1, Куркино
Стаж работы: 51 год.
Предмет: физкультура, география.
Почему решили стать учителем?
— Люблю детей, любила спорт, заниматься физкультурой. Поэтому сначала закончила Новомосковский колледж физкультуры, а потом Московский государственный заочный педагогический институт, факультет географии. И по направлению была распределена в Куркинский район в 1973 году.
Что мотивирует в работе?
— Я как-то не понимаю, как это без детей уже, без школы. Это уже настолько часть моей жизни.
Как привить ребенку любовь к учебе?
— Любить их, интересно подавать знания.
Правда ли, что современные родители школьников невыносимы?
— В моем случае никакой проблемы нет, потому что родители – это мои же бывшие ученики. За столько времени бывали разные ситуации, но все проблемы решаемы.
Почему молодые люди не хотят идти работать в школу?
— Очень сложно работать, трудные дети, трудные родители, гаджеты. Ну и не настолько высоко оплачивается труд.
Валентина Миронова, Самарская средняя школа Куркинского района,
Заслуженный учитель РФ
Стаж: свыше 50 лет.
Предмет: химия и биология.
Почему решили стать учителем?
— Потому что, когда пришла в первый класс, у меня мой первый учитель был личностью. Это молодая, красивая, интересная, умная женщина, на которую я смотрела влюбленными глазами и думала: «Я буду учителем». Потому что там было много добра, любви к детям! У нее хотелось учиться!
Что мотивирует в работе?
— Когда пришла в школу и увидела свой первый класс, мне так захотелось с ними дружить! А когда мои дети начали поступать в медицинские и другие вузы, я поняла, что служу своей профессии.
Как привить ребенку любовь к учебе?
— Это зависит только от личности учителя. Если он заинтересован и дети его внимательно слушают, то они и дальше будут бежать в кабинет, искать учителя, тянуться к знаниям. Мотивация берется от интереса к предмету и учителю.
Правда ли, что современные родители школьников невыносимы?
— Когда у детей все получается и есть успехи, родителям нечего волноваться. Учитель должен быть подкован психологически и педагогически. Тогда не будет конфликтов, а будет только желание встречаться с этим учителем. Так было всегда.
Почему молодые люди не хотят идти работать в школу?
— Во-первых, конечно, надо перестроиться методически нашим вузам. Как можно раньше студентам надо предлагать работать в школе. Чем раньше они идут на общение с детьми, тем лучше у них будет получаться. И тем раньше студент поймет: правильно он выбрал свою профессию или нет. Ну и второй момент — сегодня все мотивируется оплатой труда. На сегодняшний день она требует повышения. Работа трудная, ответственная, очень много занимает времени на подготовку, а обустройства и благополучия не получается.
Надежда Кулешова, ЦО № 14, Узловая
Стаж: 23 года.
Предмет: русский язык и литература, директор школы.
Почему решили стать учителем?
— Это мистическая история. Я долго выбирала, кем мне быть в 9-м классе, и, отдыхая в лагере, одна из воспитательниц увидела на ладони линию, связанную с умом. И с этим связано несколько профессий, одна из них — учитель. Вот и угадала. И я не ошиблась и очень этому рада.
Что мотивирует в работе?
— Дети. Потому что они открытая книга, в которой можно много написать и получить обратный ответ. Дети — это то, что вдохновляет учителя на многие годы работы.
Как привить ребенку любовь к учебе?
— Это возможно, если мы с ними на одной волне. Гуманистический подход позволяет в детях поднять мотивацию к обучению.
Правда ли, что современные родители школьников невыносимы?
— Мы родителям всегда говорим, что мы не враги, а сотрудники. Поэтому наша задача сделать так, чтобы ребенку было комфортно в школе. Все проблемы мы решаем сообща, пытаясь понять причину и находя пути решения.
Почему молодые люди не хотят идти работать в школу?
— Они боятся. Не столько не хотят, сколько есть страх перед детьми и родителями. Но когда уже попадают в школу и, если рядом есть хороший педагог-наставник, это залог уже дальнейшего успеха и погружения в профессию. Скажу, что с нами так не церемонились, мы проходили огонь и воду. Но время сейчас другое, поэтому и другие условия и обстоятельства. Но мы их всегда встречаем, как малышей, погружаем в профессию, чтобы они с нами остались.
Анна Попова, СОШ № 10, Ефремов
Стаж: несколько месяцев.
Предмет: начальные классы.
Почему решили стать учителем?
— Мне очень нравились мои классные руководители. Поэтому и решила пойти по их стопам.
Что мотивирует в работе?
— Когда на перемене к тебе подбегают дети, обнимают и говорят: «Анна Павловна, мы вас очень любим». Это самая главная мотивация для меня.
Как привить ребенку любовь к учебе?
— Завлекать, мотивировать, проводить уроки нестандартно, а также в игровой форме, но чтобы дети еще и получали знания.
Правда ли, что современные родители школьников невыносимы?
— На своих родителей пожаловаться не могу. Они мне помогают во всем, я им тоже помогаю. Самое главное — выстроить хорошие взаимоотношения с родителями.
Почему молодые люди не хотят идти работать в школу?
— Сейчас идет такое время, когда дети не только выглядят намного старше, но и знают побольше, чем школьники прошлых лет. Может, в этом и заключается основная проблема. Все-таки раньше дети были поспокойнее, сейчас их поведение порой оставляет желать лучшего.
Алла Коржанец, ЦО № 32, Тула
Стаж: 15 лет.
Предмет: начальные классы.
Почему решили стать учителем?
— Свой самый первый 1-й класс я набрала в 2009 году, но, еще будучи студенткой последнего курса, вела внеурочные занятия в ГПД (группе продленного дня). Еще в детстве я любила играть в школу. Рассаживала игрушки, давала им задания, чертила клеточки на асфальте и воспитывала ребят со двора. Но именно желание стать учителем появилось в 7-м классе, когда к нам после института пришла учитель родного языка — Ольга Александровна. Такая добрая, светлая, всегда улыбалась и, наверное, любила каждого ученика!
Что мотивирует в работе?
— Детская энергия, горящие глаза и искренняя радость! Совместные победы, достижения, мероприятия. А еще очень заряжаешься, когда подойдет выпускник, обнимет, поделится своими успехами. Значит, точно работаешь не зря! А вообще, учителя работают от солнечных батареек и каждое лето перезаряжаются.
Как привить ребенку любовь к учебе?
— Думаю, что привить любовь к своему предмету можно только в том случае, если учитель сам любит свою работу, свой предмет. Такой педагог будет стараться сделать уроки разнообразными, интересными, живыми. Огромную роль также играет настрой и поддержка родителей. Нужно помочь ребенку сформировать положительное, позитивное отношение к учебе, а также понимание необходимости и важности получаемых знаний. Хорошо, если взрослые смогут на своем примере показать, что учиться чему-то может быть весело и интересно.
Правда ли, что современные родители школьников невыносимы?
— Очень интересный вопрос… Конечно, все родители разные. С кем-то сразу складываются доверительные и комфортные отношения, кто-то видит в каждом действии педагога какой-то подвох, а с кем-то можно так и не найти «общий язык». Я всегда стараюсь понять каждого родителя, поставить себя на их место, так как сама являюсь мамой.
Нам просто важно понять, что родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей. И результат нашей общей работы может быть успешным только тогда, когда учителя, мамы и папы будут союзниками, друзьями.
Почему молодые люди не хотят идти работать в школу?
— Стоит начать с того, что молодежь приходит работать в школу, но не в тех количествах. А часть из них очень быстро уходит. Одна из причин — условия труда. Не во всех регионах достойная зарплата, много ненужной работы, большие нагрузки, недостаточная методическая поддержка молодежи. Другая — дело в самой молодежи. Студенты сами не хотят учиться, развиваться, не готовы к критике, амбициозны, хотят всего и сразу. Некоторым кажется, что учить — это просто. Еще одним фактором ухода из профессии может быть ее недостаточный престиж в обществе. Но хочется отметить, что искреннее желание учить детей, любовь к детям помогут преодолеть все трудности и стать достойным учителем.
Светлана Гаврилина, ЦО № 20, Тула
Стаж: 25 лет
Предмет: основы безопасности и защиты Родины
Почему решили стать учителем?
— Еще учась в школе, я мечтала быть учителем. Мне нравится школьная атмосфера: жизнь всегда кипит, много эмоций, много общения.
Что мотивирует в работе?
— Работать учителем — это большая ответственность. Учитель — это не только про знания, это в большей степени про воспитание, про духовное развитие маленького человека, которого тебе доверили родители. Работа кропотливая и вдумчивая. Наверное, эта причастность к такому важному процессу особенно мотивирует меня.
Как привить ребенку любовь к учебе?
— Если учитель любит и знает свой предмет, то дети на уроке тоже не будут скучать. А вот вопрос выполнения домашних заданий — это вопрос самодисциплины.
Правда ли, что современные родители школьников невыносимы?
— Родители в любое время разные. Но у педагога и родителей одна цель: счастливый ребенок. Поэтому всегда возможен диалог.
Почему молодые люди не хотят идти работать в школу?
— Современное поколение хочет многого и сразу. А школа — это не про деньги. Учитель — это все-таки призвание!
Елена Стремова, ЦО № 34, Тула
Стаж: 23 года.
Предмет: физика.
Почему решили стать учителем?
— Нравится живое общение с людьми, особенно с детьми. Всегда нравилось — с самого детства. Мы учим детей физике, а они учат нас не отставать от жизни, идти в ногу со временем.
Что мотивирует в работе?
— Министерство! Оно каждый год подкидывает новые стандарты, программы — как тут расслабишься?! Если серьезно, то личный рост каждого ученика, если мои дети после урока становятся умнее, чем до него, значит, я не зря работаю.
Как привить ребенку любовь к учебе?
— Только личным примером — в этом я глубоко убеждена. У безразличного учителя никогда дети не будут любить предмет.
Правда ли, что современные родители школьников невыносимы?
— Неправда, родители хорошие, а вот авторитет учителя со стороны государства сильно подорван. И в этом нет вины родителей, это социальная политика, направленная на воспитание легкоуправляемого общества.
Почему молодые люди не хотят идти работать в школу?
— Низкий уровень заработной платы.