После слов врача «У вас — онкология» жизнь пациента делится на до и после. Есть те, кто хоронит свою надежду на выздоровление практически сразу, однако тех, кто намерен бороться с болезнью и, конечно же, намерен победить ее — большинство. Сейчас благодаря современным методам диагностики и своевременной диспансеризации болезнь можно не только выявить на ранних стадиях, но и добиться полного выздоровления.
Специально для «Тульской прессы» о своей истории борьбы с раком рассказали женщины, которые столкнулись с ним и победили.
Фотограф Полина Миляева (Благотворительный проект для всех женщин, столкнувшихся с онкологией). На фото — Е. Черняева
ЕКАТЕРИНА ЧЕРНЯЕВА
«О своем диагнозе я узнала накануне Нового года — рак шейки матки второй стадии. Эта стадия уже не оперируется, лечить можно только химией и лучевой терапией.
Услышать такой диагноз для меня было шоком. В этот момент я находилась в какой-то прострации. Помню, как вышла из больницы, еще промозглая погода была, пасмурно. Позади шли люди: они что-то обсуждали, говорили, мама с дочкой ругались. Это все было как в кино. А я… Я думала только о своем диагнозе — ничего важнее тогда не было. Не понимала, куда идти и что с этим делать. На тот момент мне было 44 года. Я считала, что моя жизнь только начинается…
Потом села в машину и поняла, что обязательно должна слушать врачей и делать все, что они мне говорят. Других вариантов у меня просто не было.
Лечение началось в начале марта, в начале мая — закончилось. Моя семья все это время (и сейчас тоже) поддерживала меня и старалась не показывать, что им тоже тяжело. Старшая дочь — сама медик — прекрасно понимала, с чем мы столкнулись.
А лечение, признаюсь, было нелегким. В какой-то момент я просто не хотела жить — хотела, чтобы все прекратилось. Тут и помогла поддержка. Ведь очень важно, чтобы рядом были люди, которые тебя поддерживают: либо твои близкие, либо те, кто уже столкнулся с онкологией. У меня есть такая подруга: когда-то она перенесла рак груди. И вот, глядя на нее, я взяла себя в руки.
И конечно, отдельное спасибо и низкий поклон врачам, которые меня лечили — Елизавете Филин и Маргарите Болтрик. Это не только первоклассные специалисты, но и очень хорошие, душевные люди.
У меня постоянно была одна мысль в голове: «Если вылечусь, если буду здорова, то обязательно помогу таким же женщинам, как и я».
Екатерина Черняева вместе с дочерью работают в бьюти-индустрии и предложили женщинам с онкодиагнозом, совершенно бесплатно посетить их салон красоты.
«Я знаю, что среди женщин с онкологией есть одинокие. Наша задача — поддержать их, показать, какие они красивые, раскрыть их сущность. Важно, чтобы они почувствовали себя вновь красивыми и желанными. Поэтому мы создаем для этих женщин красивые образы (и совершенно бесплатно) — красим, одеваем, а после дарим фотосессию. Эта история про поддержку, и уже несколько пациенток онкоцентра обратились к нам».
Удачный результат лечения онкологических заболеваний во многом зависит, насколько быстро пациент обратится за помощью к специалистам. По словам гинеколога тульского онкоцентра Елизаветы Филин, большинство случаев рака — это история невнимательного отношения к себе и не один год отсутствия планового посещения врачей.
Фотограф Полина Миляева (Благотворительный проект для всех женщин, столкнувшихся с онкологией). На фото — Т. Михайлина
ТАТЬЯНА МИХАЙЛИНА
«С подозрением на онкологию я столкнулась в конце прошлого года. Окончательный диагноз мне назвали 5 января — рак шейки матки третьей стадии.
После новогодних праздников я уже была у врача: сама записалась в Тульский онкоцентр, сдала анализ. Врач осмотрел меня еще раз, подтвердил диагноз и заявил: нужно начинать лечение. На третьей стадии опухоль уже неоперабельная, лечение возможно было только химией и лучевой терапией. И вот, в середине февраля я легла в стационар. Отдельное спасибо тем, кто работает там: врачи подробно все рассказывают, отвечают на вопросы, дают советы. «Не переживайте — сейчас все лечится», — говорили они мне. Медсестры — золотые, очень внимательные.
Мое лечение проходило в два этапа. Первые три химии прошли нормально, четвертая и пятая — уже сложнее. Второй этап мне дался совсем тяжело: сильно упал гемоглобин, ухудшилось самочувствие. Было трудно — и физически, и морально. Конечно, были и срывы — хотелось все прекратить. Но спасибо моей семье и врачам, которые не дали мне отступить, строго наказали довести дело до конца.
Сейчас — будто ничего и не было. Только на жизнь я смотрю под другим углом: больше времени стала уделять самой себе, родным и близким.
Что касается моего диагноза, то я до последнего не верила, что такое может произойти именно со мной. В моей семье женщины — и по маминой, и по папиной линии — болели раком. Но я не ожидала, что буду в их числе. Сейчас тем, кто столкнулся с онкологией, я хочу сказать: важно не унывать и не падать духом, доводить лечение до конца, несмотря на недомогания — ради семьи, друзей, а главное — ради себя. И продолжать жить дальше».
Фотограф Полина Миляева (Благотворительный проект для всех женщин, столкнувшихся с онкологией). На фото — В. Аникушина
ВАЛЕНТИНА АНИКУШИНА
«О своем диагнозе — рак молочной железы первой стадии — я узнала в 2022 году.
Все началось с доброкачественного образования, которое мне вырезали в 2021 году. Но не прошло и года, как я ударилась грудью. Глупо так. Просто ударилась. На следующий день я встала, нащупала уплотнение и тут же поехала к онкологу в платную клинику. Он подтвердил мои опасения — онкология, и направил на лечение в Тульский онкоцентр.
Как только узнала о диагнозе — земля из-под ног ушла. Три дня длилась стадия принятия. Я плакала. Я не могла спать. Я просто лежала и смотрела в потолок. Думала, неужели все? А потом — просто взяла себя в руки.
Во-первых, я хочу жить и видеть, как растут мои дочки. Во-вторых, я люблю свою работу. Я нужна людям. А раз нужна — значит буду жить.
Мое лечение длилось почти год. 14 курсов химиотерапии, операция и 20 сеансов лучевой терапии. Трудно, больно, местами истерично, но все это было выполнимо. Помню, как боялась, когда приехала на первую химию. Но не так страшен черт, как его малюют: мне сильно помогла поддержка врачей — я до сих пор каждому из них говорю спасибо.
При этом я жила обычной жизнью. Как-то наткнулась на одну из статей, где девушка рассказывала о своем диагнозе. Она лечилась, но вместе с тем ходила в клубы, в фитнес. Я тоже ходила по ресторанам, гуляла, работала — трудотерапия, знаете ли, тоже терапия. Например, после каждой химии я брала несколько дней выходных, приходила в себя — и потом шла на работу. Я мастер маникюра, брала по три-четыре клиента в день, и это помогало мне отвлечься.
Сейчас с онкологией столкнулся мой муж. К его диагнозу я отнеслась спокойнее, чем когда-то к своему — уже знала, с чем имею дело. И теперь успокаиваю, поддерживаю его.
В нашем тульском онкоцентре работают первоклассные специалисты, главное, слушать их и выполнять все их назначения, не бояться операций и химиотерапии.
Рак не приговор. Просто после него начинается новая жизнь».
Фотограф Полина Миляева
Как лечат рак тульские онкологи и можно ли предупредить болезнь?
В последние годы медицина шагнула далеко вперед, и сейчас онкология — это такая же болезнь, как и все остальные. Современные методы диагностики позволяют выявить рак на ранних стадиях, а инновационное оборудование — справиться с заболеванием. В продолжение темы врачи Тульского областного онкологического центра рассказали, на что стоит обратить внимание, чтобы не пропустить болезнь, что влияет на ее развитие и в каких случаях гарантировано почти полное излечение от рака.
Гинеколог Елизавета Филин рассказывает, что рак шейки матки — болезнь в основном молодых женщин. Виновником является вирус папилломы человека (ВПЧ), а точнее, его высокоонкогенные штаммы.
«Нас как гинекологов-онкологов волнует наличие у женщины таких штаммов, как 16-й и 18-й. Но это не значит, что у каждого носителя этих штаммов обязательно будет рак шейки матки. Однако такие женщины находятся в особой группе риска и должны быть под нашим наблюдением», — указала она.
В репродуктивном возрасте женщина должна не только проходить онкоцитологию (мазки на онкологические клетки с шейки матки, прим. специалиста), но и сделать ВПЧ-скрининг. При наличии ВПЧ пациентку отправят на колькоскопию — исследование шейки матки под микроскопом. Дабы исключить наличие сомнительных участков и отпустить на дальнейший контроль.
Поводом обратиться к гинекологу являются контактные кровянистые выделения или водянистые выделения с неприятным запахом, боли внизу живота или в районе поясницы. Такие симптомы могут говорить о наличии рака шейки матки — и игнорировать их нельзя.
«Рак шейки матки не возникает сразу, он развивается в течение нескольких лет.
Первым этапом является дисплазия — предраковое состояние. Она разделяется на дисплазию легкой, средней и тяжелой степеней. После этого возникает рак шейки матки нулевой степени — рак in situ.
Затем начинается инвазивный рак.
На нулевой стадии, стадии IA1 и на тяжелой дисплазии мы лечим женщин одинаково — путем диатермоэлектроконизации шейки матки. Это конусовидная резекция: орган остается при женщине, сохраняя ее репродуктивную функцию — иссекается только участок. Как правило, этим лечение заканчивается.
Рак шейки матки до второй стадии подразумевает хирургическое вмешательство. Это большая операция, одна из самых сложных в гинекологии. Она подразумевает удаление матки, шейки, лимфатических узлов, всех связок. Со второй стадии рак подвергается химиолучевой терапии.
В идеале рак нужно захватить на стадии дисплазии. Тогда мы пролечим его с меньшим уроном для организма женщины», — предупреждает Елизавета Филин.
Сейчас благодаря активному скринингу, в том числе и в обычных гинекологиях (речь про диспансеризацию и профосмотры), женщину даже при малейших сомнениях направляют в Тульский онкоцентр. В зависимости от результата осмотра пациентке либо назначают биопсию, либо отпускают под наблюдение врачей.
В Тульском областном онкологическом центре раз в месяц проводятся дни открытых дверей, где специалисты берут у женщин мазки на онкоцитологию. Елизавета Филин отмечает, что ВПЧ-скрининг можно сделать и в кожно-венерологическом диспансере или в частных клиниках.
Говоря о раке молочной железы, онколог-маммолог Бадратдин Мамедов призывает женщин проходить регулярные обследования. Это может быть как самообследование руками — его следует проводить ежемесячно, так и диагностика в медицинских центрах. УЗИ молочных желез женщины в возрасте до 40 лет должны делать раз в год, после 40 — делать маммографию (раз в два года — до 60 лет, раз в год — после 60 лет).
Есть женщины из группы риска. К факторам риска относятся: возраст, низкий уровень физической активности, лишний вес, злоупотребление алкоголем, наследственность — если в роду были женщины с раком груди или яичников, плотность тканей молочных желез, отсутствие родов и лактации, прием оральных контрацептивов и др.
«Поэтому женщинам нужно быть особенно внимательными к своему здоровью. Если она заметила какие-то изменения, какие-то образования, нужно незамедлительно обратиться к врачу», — заявляет Бадратдин Мамедов.
Рак молочной железы лечится комплексно: одного вида терапии недостаточно. Врач выстраивает лечение в зависимости от стадии рака и биологического типа рака, наличия противопоказаний к определенному виду терапии.
Заведующий радиотерапевтическим отделением № 2 Михаил Бобков рассказывает, что техническое оснащение лучевой терапии развивается, благодаря чему сегодня можно подвести максимальную дозу к опухоли, при этом защитить здоровые органы и ткани. Это позволило поставить лучевую терапию в ряд радикальных методик лечения наравне с хирургическим методом лечения.
«И на сегодняшний день многие локализации, которые раньше можно было излечить только хирургическим методом, сегодня успешно вылечиваются без него. Например, если опухоль небольшая: мы просто подводим дозу радиации конкретно к опухоли.
Часто лучевая терапия используется при отказе пациента от хирургического лечения либо при наличии противопоказаний. В этом случае мы стремимся если не достичь полного выздоровления, то стойкой ремиссии. Повторюсь: в ряде случаев можно обойтись без операций», — сказал медик.
Большинство опухолей, выявленных на ранних стадиях, подлежат только хирургическому лечению. Медицина развивается, и сейчас хирургами используются органосохраняющие методики.
«Чаще всего о химиолучевой терапии как о радикальном методе лечения речь идет на более поздних стадиях. Когда рак распространился, и задача онкологов — уменьшить опухоль и добиться впоследствии ее хирургического удаления», — подводит итог Михаил Бобков.
ГУЗ «Тульский областной клинический онкологический диспансер»
г.Тула, Калужское ш., 60
Телефон для жителей Тульского региона: +7 (4872) 33-81-41
Для всех остальных категорий граждан: +7 (4872) 33-82-42
tokod71.gosuslugi.ru
*О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом.