В Рязани решили бороться с ненормативной лексикой среди детей и молодежи довольно неординарным способом. Председатель молодежного отдела местной епархии Даниил Маслов и доцент кафедры литературы и журналистики РГУ Наталья Гордиенко хотят производить специальные значки, напоминающие о разрушительности нецензурной брани.
Как сообщил сам Маслов в своем Telegram-канале, значки будут производиться на специальном станке. Для его приобретения уже собрана почти вся необходимая сумма.
«Нужно регулярно встречаться со студентами и говорить о разрушительности этого явления, но хотелось бы ещё на память об этих встречах оставлять что-нибудь материальное», — отметил он.
«Тульская пресса» решила обратиться к психологам, чтобы выяснить: как бороться с ненормативной лексикой у детей. Психолог-профориентолог, тьютор онлайн-школы «Фоксфорд» Ольга Згордан отметила, что искоренять мат из речи нужно на этапе коммуникации в семье:
«Не всегда мат перенимается у школьных друзей — дети младшего возраста могут услышать ругательства в разговорах родителей или других родственников и повторять за ними, не понимания значения. В большинстве случаев родители смогут исправить ситуацию, объяснив ребенку смысл нецензурных слов. Поняв, что такая лексика может быть обидной и неприемлемой для окружающих, он больше не захочет ее употреблять.
Просто запретить использование ругательств, применяя наказания и прочие санкции, — наименее эффективный способ решить проблему, особенно если дело касается подростка. Негативная реакция в виде насмешек или осуждения даст ему понять, что такой метод привлекает внимание родителей и окружающих, поэтому он захочет использовать его еще раз. Родителю или другому взрослому человеку важно отреагировать спокойно и попытаться понять цель использования мата в речи ребенка в каждой конкретной ситуации. Например, если у взрослого выстроены доверительные отношения с подростком, он может спросить его об этом напрямую.
В том случае, если школьник выругался из-за того, что он испытывает стресс или ему больно, можно обсудить употребление допустимых аналогов, которые позволят передать такой же уровень эмоционального напряжения без мата. Будет более эффективно, если удастся привлечь к этой «игре» всех членов семьи, чтобы все были на равных условиях. Если в семье никто, кроме подростка не использует обсценную лексику, можно попробовать объяснить, что подобные слова в его речи причиняют родным дискомфорт. В дальнейшем важно отмечать моменты, когда ребенок использовал альтернативную лексику вместо мата и поощрять его за это.
В ряде случаев можно прибегнуть к рациональным доводам — мат запрещен на законодательном уровне и может расцениваться как мелкое хулиганство или оскорбление».