Каждую весну жители Молодежного поселка хорошо знают, когда приходит тепло — по характерному «сельскому аромату» в воздухе. Источник запаха тоже не секрет — птицефабрика «Тульская» подготавливает поля к посевной. Более 20 гектаров земли используются предприятием для выращивания качественного натурального корма для кур-несушек. Проблема давняя и, казалось бы, неизбежная. Но этой весной все может измениться.
Редакция «Тульской прессы» отправилась на место с целью узнать: что предприняли на фабрике для избавления от неприятного запаха, тревожащего соседей, и возможно ли вообще избавить такое отличное природное удобрение, как птичий помет, от характерного «букета».
Нас встретил коммерческий директор предприятия Георгий Ткаченко и лично провел экскурсию по площадке. Оказалось, здесь идет интересный экологический эксперимент.
Раньше фабрика просто вывозила свежий помет на поля — он разлагался естественным путем и прекрасно удобрял землю, но, увы, «удобрял» и воздух. Решить проблему неприятного запаха оказалось непросто — переработка помета требует серьезных вложений. Тем не менее на птицефабрике «Тульская» нашли более экономичный и экологичный способ — компостирование. Это процесс, при котором помет разлагается в специально созданных условиях, с использованием технологий, которые устраняют запах и превращают отход в натуральное, экологически чистое удобрение. Полученный состав не пахнет, а польза от него все та же: он насыщает почву органикой, улучшает структуру земли и помогает растениям расти без химии, не доставляя неудобств местным жителям.
«Мы стремимся сделать производство максимально экологичным, — говорит Ткаченко. — И то, что раньше мешало соседям, теперь может стать примером, как из проблемы сделать полезное решение. Мы принципиально отказались от химических удобрений. Натуральность и качество — наш главный принцип. Да, пахнет, но зато химические составы не попадают в почву, а через нее в корма и воду. Сейчас же, изучив мировой опыт, мы проводим эксперимент, чтобы выявить максимально эффективный способ сохранить всю ценность натурального удобрения и полностью избавится от запаха».
В результате получается биогумус — натуральное удобрение, которое улучшает структуру почвы и повышает ее плодородие. Именно им планируют обогащать землю на полях самой птицефабрики, где выращивают рапс, подсолнечник и кукурузу для кормовых смесей. (Для справки: ежегодно птицефабрика для кормовых смесей выращивает на своих полях 50 тысяч тонн пшеницы, рапса, подсолнечника и кукурузы)
Вариантов компостирования — множество. В конце зимы на фабрике запустили эксперимент и начали тестировать сразу несколько методов. На подготовленной по всем требованиям открытой площадке разместили четыре бурта — большие кучки органических отходов, обработка которых идет по разным схемам:
- в первом — подается воздух через систему труб;
- во втором — используется специальный биопрепарат;
- третий — периодически ворошат;
- а четвертый — покрыли слоем соломы.
Все эти методы способны сократить время компостирования с привычных шести месяцев до нескольких недель. Это не только решение проблемы запаха, но и вклад в улучшение экологической обстановки вокруг.
За процессом наблюдает Юлия Владимирова, специалист отдела контроля качества. Она рассказала, что зимой компостирование проходит медленнее — даже несмотря на относительно теплую погоду без снега. Чтобы все работало, важно правильно рассчитать высоту и диаметр бурта: тепло внутри образуется за счет саморазогрева, и идеальная температура — около +50 °C. Этой зимой удалось добиться +30 °C.
«Летом все идет быстрее: можно получить готовый результат уже за две-три недели, — объясняет Юлия. — Конечно, если положить два ведра, как бабушка в деревне, ничего не получится. Но если создать подходящие условия — закрыть пленкой, дать тепло, влажность — микроорганизмы начнут работать, и процесс пойдет намного быстрее».
Эксперимент продолжается, и уже скоро на «Тульской» выберут наиболее эффективную технологию. Планируется, что выбранный метод позволит перерабатывать до 100 тонн птичьего помета ежегодно — без запаха и вреда для окружающей среды.

































