Учебные центры промышленных предприятий давно приобрели статус полноценной структуры в системе дополнительного профессионального образования. В них преподают мастера с большим опытом, специалисты в науке и производстве, ценность практических знаний которых невозможно переоценить. При этом они зачастую не имеют базового педагогического образования, не владеют теорией и методикой педагогического процесса. Это не может не влиять негативно на результаты образовательной деятельности, а, значит, и на последующие производственные показатели обученных, пришли к выводу в ТулГУ.
При поддержке гранта РНФ по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» ученые университета ведут исследования, которые не только обогатят теорию и методику дополнительного профессионального образования, но и уточнят и качественно прирастят базовые положения андрагогики — науки об обучении взрослых, теории управления учреждениями системы образования. Работа имеет и практических эффект, так важный для промышленно развитой Тульской области, — повышение эффективности подготовки специалистов предприятий, в том числе оборонных.
На первом этапе ученые провели углубленное анкетирование преподавателей, установили проблемы и риски, связанные с осуществлением образовательного процесса инженерами, имеющими опыт, но не имеющими базового педагогического образования. Уже подготовлены две научные статьи, которые проходят оценку для размещения в системе Scopus: «Профессиональная повседневность современного педагога: вариант феноменологического анализа» и «Учебный центр промышленного предприятия как феномен системы непрерывного образования граждан». В работе — статья, посвященная особенностям и специфике конструирования учебных планов центров подготовки кадров на предприятиях.
Ольга Владимировна Заславская, заведующая кафедрой теории и методики образования ТулГУ, доктор педагогических наук:
«Нам очевидно, что в работе с преподавательскими кадрами учебных центров необходимо учитывать специфическое место и роль этих образовательных структур в системе непрерывного образования. Мы продолжаем искать и формулировать современные подходы к развитию профессиональной личности педагога, его общественной и профессиональной функции. С интересом и вниманием наши выводы восприняли и поддержали специалисты тульских предприятий, которых мы познакомили с ходом работы на круглом столе».





