В Тульской области мать погибшего на спецоперации ефрейтора обратилась в суд, чтобы лишить бывшего супруга выплат.
Женщина рассказала, что ее сын проходил военную службу по контракту и погиб при исполнении воинских обязанностей. По закону родителям погибшего бойца в равной степени полагаются страховые выплаты и выплаты от государства, правительства области, где военнослужащий проживал, компенсации. Мать положенные выплаты получила — всего более 7,5 миллиона рублей. И решила, что бывший супруг права на выплаты не имеет.
Дело в том, объяснила истец, что с мужем она развелась, когда сын был еще маленький. В воспитании ребенка участия мужчина не принимал, алиментов не выплачивал (справедливости ради, женщина их и не требовала), с момента развода вовсе полностью перестал интересоваться жизнью сына. И даже на похороны к нему не приехал. Женщина заявила, что сама вырастила сына «образованным, благородным и достойным человеком, настоящим защитником Отечества».
Мужчина в суде возражать не стал. Он рассказал, что после развода ребенок остался жить с матерью в Туле, а сам отец переехал в Белгородскую область. Первое время он навещал сына: последний раз приезжал, когда тому было около 11 лет (а через год перестал с ним видеться совсем). Когда-то даже купил ребенку ноутбук. Несколько раз сын просился в гости в Белгородскую область, но отец заявил, что лишился жилья и сам живет на «на птичьих правах». После этого бывшая жена на него обиделась, а общение с сыном постепенно сошло на нет.
Нерадивый отец признался, что не знал, в какой школе учился его сын, сколько классов закончил, служил ли в армии… О том, что сын был на спецоперации, он узнал только после его гибели, получив «похоронку».
Несмотря на то, что мать погибшего бойца все положенные выплаты уже получила, отцу денег не начислили, более того, страховая компания и региональное управление соцзащиты остановили процесс до решения суда. В Министерстве обороны — ситуация аналогичная. Мать уже получила компенсацию в 2,5 миллиона рублей, отцу — назначили, но не выплатили: не было банковских реквизитов.
Выслушав все стороны конфликта, суд напомнил: действительно, право на выплаты члены семьи погибшего военнослужащего имеют в равной степени, но не стоит забывать, что семья предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами. Родители должны воспитывать своих детей, содержать и развивать независимо от того, находятся ли они в браке или нет. Уклонение от родительских обязанностей может выражаться в отсутствии заботы о здоровье ребенка, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
В конкретном случае после развода отец не поддерживал отношения с сыном. Такое неучастие в жизни ребенка было долгим, вплоть до совершеннолетия — и именно в тот период жизни, когда у человека и гражданина формируются жизненно-важные ценности, характер, волевые и иные качества, жизненные принципы и потребности. Да, мужчина не был лишен родительских прав, но его уклонение от родительских обязанностей говорит об утрате родственных связей между ним и погибшим сыном.
Суд решил, что семьей считать их нельзя, а значит, и права на выплаты у мужчины нет. Таким образом, иск его бывшей жены был удовлетворен.
