Летняя пора приближается, а каникулы — самое время, чтобы отправить ребенка на отдых. Чаще всего родители отдают предпочтение детским лагерям. В них ребенок сможет пообщаться со сверстниками, весело провести время и даже оздоровиться.
Но как подготовить ребенка к поездке? И что делать, если через какое-то время он начал проситься домой? «Тульская пресса выяснила у экспертов.
Психолог и коуч по детско-родительским отношениям Лариса Окулик:
«Первое, что рекомендую сделать – обсудить эту поездку в позитивном ключе. Расскажите ребенку, что его ожидает в лагере: где он будет жить, спать, что есть. Будущее для него должно быть предсказуемым. Сделайте акцент на том, что его ждут новые друзья, приключения, интересные занятия и игры, в которые он еще не играл. Поделитесь своими историями поездок в лагерь или попросите старших детей рассказать о своих ярких впечатлениях.
Обязательно задействуйте ребенка в подготовке к поездке. Пусть он поучаствует в сборе багажа – сам подберет удобную одежду, выберет игрушки или книги в дорогу.
Важный момент – поговорить о чувствах ребенка. Объясните, что первое время, возможно, будет тоска по дому и родителям. И это нормально для любого человека. Напомните, что родители тоже уезжают иногда из дома, например, в командировки, и тоже скучают. Обещайте часто звонить ему, да и он сам всегда сможет позвонить вам. А еще в лагере есть родительские дни – пообещайте приехать. Главное, потом обязательно выполнить обещания.
Нивелировать чувство тоски по дому способна любимая игрушка – пусть ребенок возьмет ее с собой. Скажите ему: «Если будешь очень скучать, возьми в руки игрушку, и ты почувствуешь, что мы рядом». Можно также предложить ребенку записывать свои переживания в дневник или пойти поговорить о них с вожатым, новыми друзьями».
Эксперт добавила: если ребенок начал плакать и проситься домой, не стоит сразу же забирать его из лагеря.
«Во-первых, нужно сохранять спокойствие. Это важно, потому что ребенок в стрессе, его состояние нужно нормализировать. Если еще и вы впадете в панику, то ему станет еще хуже.
Во-вторых, выслушайте ребенка, выясните в деталях, что именно его беспокоит. Если он просто скучает, дайте понять, что понимаете его чувства. Например, так: «Да, я знаю, что это нелегко. Но все люди в первое время скучают по дому и родным. Я тебя понимаю и люблю». Уточните, что это не повод уезжать из лагеря, обещайте звонить каждый день.
Бывает, что ребенок не успокаивается, продолжает ежедневно плакать и проситься домой. В этом случае стоит связаться с вожатым или директором лагеря, обсудить, как они могут помочь вашему ребёнку адаптироваться. Попросите понаблюдать за ним, возможно, уделять больше внимания ему,
В качестве резюме, отмечу – все дети разные. Одни быстро адаптируются к новым условиям и буквально в первый день «забывают» про дом, родителей. Другие же крайне сложно привыкают, да и в целом с трудом сходятся с новыми людьми. Если ваш ребенок именно такой, подумайте – стоит ли его вообще погружать в этот стресс в 8-летнем возрасте. Возможно, нужно подождать год – другой. А пока запишите его в лагерь при школе или домах творчества, где погружение в новую среду не такое активное, вхождение в новый коллектив постепенное», — заключила эксперт.
Подростковый психолог-психотерапевт Анна Хоботова назвала возраст, в котором уже можно спокойно отправлять в лагерь ребенка:
«Оптимальным возрастом для такой, скажем так, сепарации от родителей, для того чтобы отправлять ребенка на долгий срок в лагерь, является ранний подростковый, то есть10-11 лет. В 8 лет это делать, конечно, немного рано. С другой стороны, когда ребенок в 6-7 лет идет в школу – это тоже своего рода сепарация и социализация. Но если есть возможность не отправлять ребенка, подождать еще год-два, то тогда сепарация будет проходить как раз в раннем подростковом возрасте.
Что делать, если вариантов подождать пару лет нет? Безусловно нужно говорить с ребенком с позиции авторитетности родителя, объяснять ему правила поведения, безопасности. Потому что не факт, что с ребенком с первого дня в лагере будет кто-то авторитетный для него – воспитатель или вожатый, который поможет ему быстро освоиться в новых условиях.
По сути, вы вместе с ребенком составляете план – как себя вести с другими, что можно делать, а чего делать нельзя, объясняете, что такое личные границы, напоминаете об ответственности и о том, что нужно слушаться старших. Ребенок должен понимать, что нельзя оскорблять, бить других детей, брать чужие вещи. Но при этом он должен уметь не допускать, чтобы другие дети нарушали его личные границы. Он должен знать, когда конфликт, спор можно решить мирным путем, диалогом, а когда нужно постоять за себя, сообщить о проблеме вожатым или позвонить родителям.
В каких случаях необходимо забирать ребенка? Если вы понимаете, что есть угроза безопасности ребенка. Например, вы знаете, что он вышел за территорию лагеря, гулял сам по себе, а никто особо и не побеспокоился, где он находится и что с ним случилось. Если вы узнали, что ребенок подвергся буллингу, физическому насилию, а руководство лагеря, воспитатели ничего не предпринимают или замалчивают эту ситуацию.
Если же ребенок говорит, что ему скучно, что он с кем-то поругался, что не может найти друзей, что ему не нравятся вожатые или еда, то это, безусловно, не повод, чтобы забирать ребенка из лагеря, раз уж вы его решили туда отправить в таком раннем возрасте. Ребенку нужно уметь социализироваться, находить общий язык в социуме, заводить друзей, общаться, подстраиваться под кого-то и отстаивать границы».
Педагог и психолог Никита Пустовалов считает, что все зависит от лагеря, в который вы отправляете ребенка, и, конечно же, индивидуальных особенностей:
«Каждый ребенок — индивидуален. Кто-то комфортно чувствует себя в лагере в 7 лет, а кому-то и в 11 лет рано. Только родители, зная своего ребенка, могут с большей вероятностью сделать прогноз его пребывания в лагере.
Важно сказать, что лагеря бывают разные. С разной программой, педагогами и условиями проживания. Это нужно учитывать, чтобы пребывание и весь быт для ребенка был комфортен, интересен. Если ребенок сам хочет поехать, то это сильно поможет родителям в подготовке. Помочь ребенку подготовиться к поездке, родители могут поговорив с ним о его страхах и постараться их развеять.
Ребенок может бояться долгой разлуки, не найти новых друзей, могут не нравится условия пребывания, программа, в большинстве лагерей — отсутствие гаджетов. Одни страхи исчезают при более тщательном изучении условий пребывания в лагере, а другие зависят только от поведения и настроя родителей. Часто бывает такое, что ребенок звонит и плачет. В этом случае очень сильно поможет заранее оговорённый механизм дальнейших действий. Беседа ребенка и родителя до поездки, где обсуждаются страхи и возможные причины звонка домой со слезами.
Слезы могут быть из-за усталости, обиды на товарищей, проигрыша в игре или действительно из-за плохого и несправедливого отношения вожатых или персонала. Если ребенок будет знать, что в случае самых сложных и опасных ситуаций, родители быстро смогут забрать его домой, не ругая за потраченные деньги и силы, то ему будет спокойно и безопасно. У него будет понятная последовательность действия в разных ситуациях.
Поэтому да, ребенка обязательно нужно забрать, если происходят опасные и тяжелые ситуации, но в случае обычных эмоциональных происшествий, нужно подумать и возможно, дать некоторое время ребёнку для принятия окончательного решения».



