Обсуждения вокруг обновленного логотипа Тульского педагогического университета имени Льва Толстого не стихают почти неделю. Артемий Лебедев (а именно его студия разработала логотип), судя по всему, этого и добивался. Как заявил сам дизайнер, показателем хорошей работы он считает споры и недовольства. «Тульская пресса» направила запрос в ТГПУ и выяснила ответы на волнующие туляков вопросы. Оказалось, что изначально задача ставилась как нестандартная и таким новым логотипом ТГПУ хочет повысить узнаваемость.
Почему возникла необходимость менять логотип вуза
Как ответили в вузе, прошлый логотип просуществовал четверть века. За это время ТГПУ кардинально изменился — расширил и улучшил образовательную инфраструктуру. В университете появились пять новых институтов, открылись новые направления подготовки, центры исследований и структурные подразделения. Также университет стал одним из трех педагогических вузов страны — участников программы стратегического лидерства «Приоритет-2030». В этом году вуз существенно расширил работу в рамках международного сотрудничества, запускает программы среднего профессионального образования, интернет-институт, уникальную программу лояльности для студентов и преподавателей.
«Стало очевидным, что необходимо повысить узнаваемость университета и в то же время обозначить, насколько сильно он изменился. Новая айдентика помогает создать единый образ передового высшего учебного заведения, отражающий значимые для университета ценности: лучшие традиции классического образования, инновации, открытость, самореализация.
Немаловажным стало и то обстоятельство, что прежний логотип перекликался с логотипами других вузов, затрудняя дифференциацию университета Льва Толстого. Нам было важно показать, что толстовский университет — не просто педагогический вуз, а современный университет, предлагающий широкий спектр образовательных и научных направлений», — говорят в вузе.
Почему выбор пал именно на Студию Артемия Лебедева
При выборе разработчика ключевым критерием стал успешный опыт сотрудничества эксперта с вузами. У Студии Артемия Лебедева есть удачный опыт совместной работы с флагманами современной системы образования — МГТУ «Станкин», МФТИ, СберУниверситет, Томский политехнический университет, Институт цветных металлов при Сибирском федеральном университете и другие. Кроме того, в Тульской области студия успешно сотрудничала с музеем-заповедником «Куликово Поле» и Тульской птицефабрикой.
Рассматривались ли другие дизайнеры и студии
Рассмотрев предложения от других разработчиков, университет пришел к выводу, что Студия Артемия Лебедева наиболее точно реализует поставленные задачи с учетом всех замыслов и пожеланий вуза. Стоит отметить, что к работе над обновлением логотипа привлекали как преподавателей, так и студентов. Они принимали участие в очных и заочных встречах с дизайнерами, вместе работали над отдельными элементами. В университете была создана фокус-группа, разработчики учитывали замечания и пожелания студентов.
Какие задачи стояли перед дизайнерами
Перед дизайнерами стояли задачи объединить значимые для университета ценности в едином стиле, повысить узнаваемость вуза в публичном поле, обеспечить дифференциацию от других университетов. При этом было важно, чтобы дизайнер мог нестандартно подойти к решению поставленных задач. Например, требовалось обязательно связать вуз с образом Л. Н. Толстого, при этом избежав шаблонных графических набросков, абрисов и проч. Кроме того, новая айдентика должна была совмещать классические и современные черты.
Что символизирует обновленный логотип
В новом логотипе буква «Т» отсылает к позитивным ассоциациям и закрепляет их — Тула, творчество, технологии, трудолюбие, товарищество, Толстой. Лист клена — символ дерева, имеющего огромное значение для университета и связанного с памятью о студентах, посадивших клены перед уходом на фронт в 1941 году. Объединенные в общую композицию буква и лист превращаются в стилизованный образ Льва Толстого. В зависимости от задачи (официальная документация, дипломы и сертификаты, посты в соцсетях, мерч) элементы логотипа могут быть использованы как вместе, так и отдельно. Шрифтовая часть, набранная рукописным начертанием, отсылает к почерку Льва Толстого — декоративный акцидентный шрифт создан специально для университета на основе рукописей писателя.
Напомним, Студии Артемия Лебедева за разработку заплатили 7,6 миллиона рублей, из которых почти 1,2 миллиона ушли исключительно на создание логотипа.