В Тульской области общественный транспорт ежедневно перевозит более 100 тысяч человек. С каждым годом эта цифра только растет, что требует развития транспортной инфраструктуры в регионе. Всего за 2024-й в Тульской области появились восемь новых маршрутов, которые помогают расширить географию путешествий на общественном транспорте. Об этих и других достижениях рассказали в правительстве Тульской области.
Новые маршруты связали сразу шесть населенных пунктов, где раньше регулярного сообщения не было. Работу в этом направлении продолжают и в этом году: власти планируют к концу 2025-го утвердить региональный стандарт обслуживания транспорта. Этот стандарт поможет выстроить маршрутную сеть так, чтобы жители Тульской области могли без проблем добираться до больниц, школ и поликлиник.
За спиной — масштабные изменения в маршрутной сети, модернизация подвижного состава и внедрение цифровых технологий. Ежедневно над тем, чтобы туляки смогли попасть на работу и домой вовремя и с комфортом, трудятся больше 4 500 специалистов — от водителей до диспетчеров. Они работают на 516 маршрутах, используя почти 1 800 единиц техники. Ежегодно меняются остановки, увеличивается вместимость транспорта.
Одним из ключевых приоритетов стало обновление автопарка. В прошлом году удалось выполнить важное условие долгосрочных контрактов — сделать так, чтобы как минимум 75% транспорта по льготным маршрутам было не старше пяти лет. Благодаря этому парк пополнился еще на 301 единицу, а доля современного транспорта в льготном сегменте достигла 82%.
Тульская область активно участвует в федеральных программах: только за два последних года поступило 17 новых трамваев, 225 автобусов разного класса и еще 49 машин за счет казначейских кредитов. В Тулу также прибыли четыре новых троллейбуса и пять трамвайных вагонов, а на тестировании находится модель от ООО «Синара — Городские машины». Условия льготного лизинга позволяют обновлять парк и коммерческим перевозчикам.
Сегодняшний транспорт стал комфортнее: кондиционеры, камеры видеонаблюдения, системы безопасности: все это теперь стандарт. А в городе установлены стационарные валидаторы, которые упрощают вход пассажиров и делают поездку быстрее и удобнее.
Но, несмотря на прогресс, отрасль испытывает серьезные трудности. Жалобы на срывы рейсов, нарушения графиков и техническое состояние транспорта поступают годами. При этом сами компании все чаще обращаются в правительство с просьбой проиндексировать тарифы. Себестоимость перевозки в городском сообщении уже составляет 89 рублей 35 копеек, а в пригородном — 12 рублей 20 копеек за километр, по данным за прошлый год. Реальные расходы перевозчиков давно превышают действующие цены на билеты.
Напомним, недавно перевозчики от имени профсоюза водителей обратились в минтранс с просьбой поднять стоимость проезда на 40%. Траты они называют обоснованными — выросла не только стоимость комплектующих и расходных материалов, но и уровень зарплат в регионе.
По уровню тарифов Тульская область остается одной из самых доступных — 51-е место среди 89 регионов России и восьмое в Центральном федеральном округе (от 29 до 36 рублей за поездку). Многие регионы уже начали подготовку к их повышению на следующий год. Но вопрос этот сложный: он затрагивает интересы и пассажиров, и компаний, и бюджета. Правительство области понимает, что нужен комплексный подход, и уже ведет работу по анализу ситуации. Ведь, если не решить проблему с тарифами, можно потерять все то, чего удалось достичь в последние годы. Предварительно, стоимость проезда поднимут на 25% 1 сентября 2025 года.