Специалисты музея-заповедника «Куликово поле» завершают исследования на древнем городище на правом берегу реки Сухая Воронка у деревни Струково. Это прекрасно сохранившийся памятник раннего железного века — целый археологический комплекс юхновской культуры IV–III веков до нашей эры, который в прошлом году открыли тульские археологи.
Впервые городище у деревни Струково упоминает в своей работе «Памятники Тульской губернии» (это середина XIX века) историк Иван Сахаров. Он пишет: «городище известно за город, разоренный татарами». Долгое время археологический памятник не привлекал внимания ученых, и лишь в 1935 году археолог Михаил Дружинин предпринял попытку изучить городище. Он выяснил, что под «городищем известно здесь широкое плато, поросшее молодым лесом и кустарником, без явных признаков валов и рвов».
В наше время археологи установили, что памятник — однослойный. Жизнь в поселении протекала в достаточно короткий промежуток времени IV-III веков до нашей эры — в финале скифской эпохи. При своих небольших размерах городище имеет довольно серьезные укрепления — три вала и рва в напольной части и три вала и два рва в мысовой. Валы в высоту достигают 2 метров, глубина рвов — 1,5 метра (и это сейчас). Заведующий отделом археологических исследований музея-заповедника «Куликово поле» Евгений Столяров отмечает в городище мощную фортификацию, «которая вырождается в эпоху раннего железного века».
За валами располагаются селища: одно — рядом на мысу, другое — за пределами городища.
«В маленьком компактном укреплении в центре поселения могла жить местная элита, или оно могло быть возведено на случай опасности, чтобы жители окрестных поселений могли в нем обороняться от врагов», — предполагает ученый секретарь музея-заповедника «Куликово поле» Алексей Воронцов.
Археологи не нашли свидетельств набегов и разрушений, а значит, на поселение никто не нападал. Как называли себя жившие здесь люди, на каком языке говорили, что с ними стало — неизвестно, письменных свидетельств о том, как жили люди в Тульской области в то время, нет. Фрагменты керамики, найденные в ходе раскопок, говорят, что поселение – крохотная составляющая большой юхновской культуры.
В прошлом году археологи обнаружили здесь культурный слой, в котором находились угольки истлевшего дерева — после на этом участке разбили раскоп. Угольки, растворившиеся в почве, — это следы несущих конструкций деревянной постройки. Она была небольшой, удлиненной, стояла у кольцевого рукотворного вала — это характерно для периода раннего железного века. За неимением хороших топоров строили ее следующим образом: по периметру вкапывали столбы и между ними укладывали более тонкие бревна. Печей тогда не было — в постройке горел очаг.
По словам Евгения Столярова, ярких археологических находок на территории городища нет.
«Но мы имеем небольшой слой — 30-40 сантиметров почвенного горизонта, в котором маленькая прослойка в 5 сантиметров содержит материалы IV-III веков до нашей эры. Памятник маркирует именно этот период времени бытования юхновской культуры на тульской территории — здесь нет ни более ранних культурных слоев, ни более поздних», — подчеркивает он.
Как ранее мы уже писали, на территории городища в прошлом году археологи нашли медную античную монету — обол. Ее отчеканили в Пантикапее в 275-245 годах до нашей эры.
Струково — единственное узко датированное городище в опыте исследований археологов «Куликова поля». Находки этого времени попадались ученым на других поселениях, но в культурном слое более позднего времени.
«Есть предположение, что культура рубежа эр, следы которой мы видим на памятниках типа Упа-2, генетически является преемниками этого населения. Оно, видимо, никуда не исчезло — потихоньку культура трансформировалась», — заявляет Евгений Столяров.


