В Тульской области подвели итоги ЕГЭ. В этом году в нашем регионе список стобалльников пополнили 62 человека. Однако по сравнению с прошлым годом количество ребят, сдавших экзамены на высший балл, снизилось.
По словам замминистра образования Тульской области Людмилы Сорокиной, такая тенденция наблюдается не только в нашем регионе. В целом по стране число стобалльников снижается. Да и сами выпускники считают, что сдали хуже, чем планировали. Почему так происходит? Виноваты изменившиеся задания в КИМах или недостаточная подготовка? «Тульская пресса» решила выяснить у экспертов.
По словам историка Ли Офана, тенденция на снижение показателей средних баллов по ЕГЭ действительно наблюдается. Но нужно помнить, что ребята сдают несколько экзаменов: два обязательных и столько же (или больше) по выбору. А это — дополнительная нагрузка.
«Вопросы в каждом предмете из года в год не остаются неизменными, они дополняются, меняются, обновляются. К тому же о чем очень часто забывают сказать — на успехи ЕГЭ влияет внешняя конъюнктура высшего образования.
А теперь обо всем по порядку. Разберемся с успехами школьников в 2025 году. Здесь, конечно, картина не совсем радостная, но и не печальная.
Небольшое снижение в среднем балле наблюдается, но и мешать яблоки с помидорами тоже не совсем справедливо. Часто такой оборот приводят как раз в школе, когда разбирают математику. Если посмотреть на химию или информатику, то есть небольшой рост [баллов], физика и профильная математика — снижение. А вот в гуманитарных предметах идет реальное снижение, пока незначительное, но тенденция все же есть и почти по всем предметам за исключением литературы.
Можно на это посмотреть и с другой стороны. А именно, на изменение предпочтений школьников при выборе будущей профессии и института, а также того, что стали предлагать высшие учебные заведения — той самой конъюнктуры рынка. Уже не первый год в тренде специальности в сфере IT, отсюда и популярность сдачи информатики и профильной математики. Но, обратим внимание, что часто для поступления в технические вузы требуется сдача, кроме обязательной или профильной математики и русского, еще одного дополнительного предмета. Нацеленные на такие специальности школьники часто начинают подготовку достаточно рано и ведут ее активно, соответственно, и получают баллы выше среднего.
Но есть и обратная сторона. Очень часто проявляющаяся у выбравших направления в IT и имеющих среднюю подготовку. Такие школьнику часто пытаются подстраховаться еще одним предметом. Делая приоритет на информатику, выбирают еще один предмет. По мнению большинства школьников, самым простым в таком случае будет обществознание. Как видим, этот предмет и становится массовым при выборе школьниками, средний балл снижается. Кроме того, именно по обществознанию больше всего заявок на пересдачу — в этом году более 36 тыс.
Сказать о том, что что-то кардинально меняется, сложно, но в этом году снижается количество мест по гуманитарным направлениям почти во всех крупных вузах страны. Сейчас требуется больше технических специалистов, и система высшего образования в стране отвечает на запросы общества. Под конкретные условия подстраиваются и школьники, которые выбирают наиболее высокооплачиваемые и перспективные профессии. Вероятнее всего, аналогичную ситуацию мы увидим и следующем учебном году».
Академический директор онлайн-школы «100балльный репетитор» Айдар Шарифьянов согласен, что задания действительно стали сложнее. Но и стресс при подготовке и сдаче экзаменов тоже влияет на результат.
«Снижение количества 100-балльников — результат сочетания двух факторов. Во-первых, задания действительно становятся сложнее. По русскому языку это проявляется в ужесточении критериев оценивания сочинения и в увеличении значимости орфографических и пунктуационных ошибок. По математике вторая часть экзамена стала ощутимо сложнее — некоторые задачи, по мнению экспертов, выходят за рамки школьной программы. Это делает экзамен менее предсказуемым и значительно снижает вероятность решить задание «на интуиции».
Во-вторых, все заметнее влияет качество подготовки и психологическое состояние выпускников. Мотивация у школьников падает: высокие проходные баллы в топовые вузы, целевые и квотные места делают конкурс жестче. Кроме того, ухудшились навыки вдумчивого чтения и концентрации. Даже при хорошем уровне предметных знаний ученики плохо понимают формулировки заданий и теряют баллы на невнимательности — особенно это заметно в таких предметах, как русский язык и химия.
Показателен пример химии. Несмотря на общую тенденцию, число 100-балльников по этому предмету даже выросло. Это объясняется логичностью предмета, стабильными критериями оценивания и тем, что при глубокой системной подготовке можно успешно справиться с экзаменом. При этом химия остается одним из самых слабо осваиваемых предметов в школьной системе. Поэтому даже хороший ученик может ошибиться из-за непонимания формулировок. Но, если ученик действительно знает химию глубоко, он способен получить высокий результат».
Помочь преодолеть страхи поможет углубленная подготовка и упор на концентрацию и анализ формулировок заданий, считает эксперт:
«Для всех предметов ключевым фактором становится ранняя и осознанная подготовка. Нужно системно работать над теорией и практикой, причем не только по шаблонным заданиям, но и по более сложным, чем в официальных КИМах. В русском языке — акцент на грамотность и понимание критериев оценивания. В математике — на глубокую проработку второй части. В химии — на веру в свои силы и устранение барьеров перед сложными задачами.
Кроме того, важно развивать у учеников внимательность, умение концентрироваться и анализировать формулировки заданий. Возвращение интереса к чтению, повышение общей эрудиции и усиление методической подготовки педагогов также поможет изменить ситуацию.
Снижение результатов — это не только следствие усложнения экзамена, но и симптом более широкой проблемы: падения учебной мотивации, перегруженности и недостаточной гибкости системы подготовки. Решения должны быть комплексными — от методической поддержки до изменений в образовательной среде».


