После аномального похолодания в Тульскую область пришла аномальная жара. Поначалу все обрадовались по-настоящему летней погоде, но с каждым днем температура становилась все выше — и теперь каждый вынужден спасаться от зноя. Особенно сильно не повезло пассажирам общественного транспорта: кондиционеры есть далеко не в каждом автобусе или трамвае, а от открытых окон эффекта мало.
Почти десять лет назад Минтранс РФ утвердил стандарт. Когда на улице температура воздуха поднимается выше +20 градусов, то в общественном транспорте должно быть не больше +25 градусов.
Судя по многочисленным жалобам, в тульском общественном транспорте стандарт соблюдается не всегда. Почему так происходит? Мы задали самые «душные» вопросы о кондиционерах в транспорте директору МКП «Тулгорэлектротранс» Алексею Марушкину.
1. В Туле сейчас адская жара. Как обстоят дела с кондиционерами в тульском транспорте? И почему они не везде работают?
Слава Богу, после затяжного дождя пришло лето. Надо порадоваться, что у нас солнце светит.
Что касается кондиционирования в общественном транспорте — именно в муниципальном, то у нас на сегодняшний день 124 новых автобуса, которые закуплены в 2023-2024 гг., 22 трамвая «Львенок» и всего 4 троллейбуса оборудованы кондиционерами.
В момент эксплуатации возникают проблемы с кондиционерами, так как это механическая часть, которая подвержена поломкам. При поломке кондиционера в транспорте нами направляется рекламационный акт поставщику и заводу-производителю. И в кратчайшие сроки данные поломки устраняются.
Но в связи с тем, что необходимо возить пассажиров, транспортное средство с неисправным кондиционером выпускается на линию.
2. Как часто происходят поломки?
Регулярно. Это живой механизм.
Например, автобусы. В них всегда что-то ремонтируется, что-то выходит из строя.
3. Едет по улице трамвай или автобус, оборудованный кондиционером. Кондиционер исправен. Но все равно выключен, и открыты окна…
Здесь много разных факторов.
Один из главных — постоянные конфликты пассажиров [из-за кондиционеров]. Эти конфликты выливаются на водителей. И те принимают решение, что проще вообще не включать кондиционер.
Но теперь мы очень жестко с этим боремся. Все водители под приказ уведомлены о том, что при наступлении температуры выше +20 градусов, они обязаны включать систему кондиционирования. При повышении температуры до +30 градусов и более по поручению администрации ежедневно на линии производится контроль. Он направлен именно на водителей — чтобы они включали кондиционеры.
4. То есть до этого СанПины игнорировались только потому, что пассажир попросил выключить кондиционер?
В целом, да. Те же самые жалобы: «У меня больное горло», «У меня больной нос» и все остальное.
Но в этом году мы решили прийти к тому, что если транспортное средство оборудовано кондиционером, то он должен работать. Есть нормы и требования.
Если есть проблемы со здоровьем, значит, не надо пользоваться этим транспортом. Надо добираться по-другому.
5. Как часто пассажиры жалуются на духоту в транспорте?
Чаще всего жалобы поступают на те транспортные средства, где кондиционеров нет. Я бы хотел добавить, что у нас на сегодняшний день очень большая социальная нервозность. И хотелось бы призвать жителей города быть более спокойными, сдержанными и понимающими к проблемам, которые существуют. Надо понимать, что не все транспортные средства оборудованы кондиционерами, не везде они исправны… И соответственно, водитель работает в таких же условиях. Только пассажиры едут, как правило, несколько остановок, а водитель работает по восемь-десять часов.
Жалобы должна поступать с указанием маршрута, времени и номера транспортного средства. Только тогда мы эту жалобу сможем полноценно идентифицировать, полноценно разобрать и полноценно принять какие-то меры.
Если мы понимаем, что это транспортное средство оборудовано кондиционером, он исправен, то в данном случае к водителю применяется дисциплинарное наказание в виде лишения премии или замечания — за неисполнение должностной инструкции.
6. А что делать с жалобами на транспорт, не оборудованный кондиционерами? Допустим, я пожалуюсь на духоту в старом троллейбусе.
Это то же самое, если пожалуетесь на солнце, потому что оно светит.
Люди — разумные существа, и они должны думать и понимать, что они делают. На что они пишут жалобу, как они ее пишут. За последнюю неделю мною просмотрено и прочитано более сорока жалоб. И из этих сорока, может быть, две или три конкретные.
Все остальное: «невозможно ездить», «автобусы плохие», «троллейбусы плохие», «трамваи плохие». У меня встречный вопрос: вы хотите, чтобы муниципального предприятия не стало, и ездили только коммерческие автобусы, вообще без кондиционеров?
7. С 1 августа в Тульской области планируется поднять стоимость проезда. Поможет ли это решить вопрос с духотой в транспорте летом?
Транспорт, который сейчас не оборудован кондиционерами, не оборудуют и после. Потому что транспорт конструктивно не предусмотрен к этому.
Повышение тарифа воспринимается жителями немножко остро. Эти деньги будут направлены на покрытие расходов по коммунальным услугам, на топливо, на зарплаты водителям. Мы понимаем, что с 1 июля цены на коммунальные услуги поднялись на 12%. Тариф на проезд должен повышаться ежегодно, но на процент инфляции.
Что касается обновления, то мы не планируем покупать новые автобусы. Мы планируем дальше обновлять троллейбусы.
8. Водители тоже вынуждены работать в душном транспорте без кондиционеров. И, как верно вы заметили, ездить им приходиться не одну и не две остановки. Как обеспечивается их комфорт?
Именно поэтому к труду водителей нужно относиться с уважением и пониманием.
В теплую погоду мы обеспечиваем всех водителей питьевой водой при выходе на линии. Также они могут купить воду на конечной станции. И, конечно же, по прибытию на конечную станцию, обязательно — выход на улицу, чтобы проветриться и остыть.
