С наступлением осеннего призыва в России мошенники активизировали новую схему обмана: они звонят гражданам, представляясь сотрудниками военкоматов, и интересуются, получали ли те электронную повестку, передает ТАСС.
По этой схеме, аферисты спрашивают у абонента, приходила ли ему повестка в электронном виде. Если человек отвечает отрицательно, ему предлагают «повторно отправить документ» — для этого нужно якобы продиктовать код из СМС. На самом деле этот код дает злоумышленникам доступ к аккаунту жертвы на портале «Госуслуги».
Через такой доступ преступники могут получить персональные данные и использовать их для оформления кредитов, микрозаймов или других мошеннических действий. Кроме того, СМС может содержать ссылку на вредоносное ПО, которое после установки открывает злоумышленникам доступ к банковским приложениям, перепискам и даже позволяет использовать устройство для новых атак.
Сигналы о подобных звонках уже поступают из разных регионов страны. Например, житель подмосковного Софьино Артем, имеющий освобождение от службы по медицинским показаниям, рассказал, что мошенники вели разговор в приказном тоне и угрожали «административной и даже уголовной ответственностью за неполучение повестки».
Правоохранители подчеркивают: в российском законодательстве нет такого понятия, как «факт неполучения электронной повестки», а значит, угрозы мошенников — пустой блеф. Кроме того, сотрудники военкоматов никогда не уточняют по телефону, получал ли человек повестку, и тем более не просят сообщать коды из СМС.
В связи с этим гражданам рекомендуют проявлять максимальную бдительность при разговорах с незнакомцами, особенно если те представляются госслужащими и требуют срочно назвать личные данные или коды подтверждения. Никакие официальные органы не запрашивают такие сведения по телефону.
