В аппарате уполномоченного по правам ребенка Тульской области подвели предварительные итоги года по школьным конфликтам. С начала 2025-го в аппарат поступило более 70 сообщений о ссорах и буллинге. Все случаи считают вместе, потому что отделить простую потасовку от планомерной травли – задача, требующая тщательной работы. С какими трудностями сталкиваются подростки во время буллинга, почему его сложно распознать, и что делать, чтобы травлю прекратить? «Тульская пресса» поговорила с одной из жертв травли Мией, а также детским омбудсменом Наталией Зыковой.
Школьный буллинг глазами тулячки
Сейчас Мия успешно учится на первом курсе университета, однако школьные годы прошли для нее в состоянии постоянного стресса и конфронтации как с одноклассниками, так и учителями.
«Такое отношение началось еще с детского сада, — рассказывает Мия, — Меня дети тогда почему-то не принимали в игры и провоцировали на конфликты – игрушки отбирали, обзывали как-то. Несколько детей из группы перешли со мной в школу и там всё продолжилось: они отнимали у меня вещи, обзывали очень грубыми словами. Я кричала, плакала, даже брала стул, чтобы спрятаться за ним, отгородиться, но их это только раззадоривало».
По словам девушки, и классный руководитель и родители Мии знали о проблеме, однако кардинально решать вопрос никто не пытался.
«Да, в моменте учительница могла остановить конфликт, но чтобы такого не повторялось – ничего не делала. А родители просто говорили, чтобы я не обращала внимания – и они якобы отстанут. Конечно, ситуация становилась хуже».
В средней школе Мия решила давать отпор обидчикам, ввязываясь в драки. Это помогало на «короткой дистанции» — девушку действительно некоторое время не трогали. Новые учителя не стали вдаваться в подробности, и ответственность за потасовки, по словам девушки, вешали на неё.
«Одноклассники задирали, так еще и учителя к этому подключились — не очень ко мне относились, предвзято. Критиковали, оценки начали снижать. У меня на этом фоне развилась депрессия, и по учебе я сильно скатилась. Было такое, что педагоги давали мне задания для старших классов. Естественно, я с ними не справлялась, а учителя потом оценки плохие показывали в подтверждение», — рассказывает девушка.
Когда ситуация достигла критической точки, девушка сменила школу, и ситуация стала куда лучше – там Мию просто считали странной за необщительность. Нередко она замечала, что ребята сплетничали за спиной. Однако депрессия никуда не ушла, и тулячка обратилась за помощью к специалистам.
«Я сейчас учусь в вузе, с одногруппниками отношения хорошие, но последствия я разгребаю до сих пор – хожу к психотерапевту, принимаю лекарства. Тогда мне было просто невыносимо», — подытожила девушка.
Как распознать буллинг и не спутать с конфликтом
По словам омбудсмена Наталии Зыковой, главная сложность в том, что взрослые часто не видят разницы между конфликтом и травлей. Отличие — в регулярности и неравенстве сил.
«Даже если рассматривать обращения в адрес уполномоченного, то статистику по конфликтам и буллингу мы считаем вместе, потому что отделить одно от другого без разбирательства сложно. Его часто не признают как проблему, путают с конфликтом. Обычную ссору или драку дети могут устроить и забыть на следующий день.
А буллинг — это всегда про системность и неравные силы. Там есть жертва и есть агрессор, который целенаправленно и регулярно унижает. Ключевой признак – жертва не может остановить это сама, потому что против нее несколько человек или вся группа», — пояснила Зыкова.
Распознать травлю сложно еще и потому, что дети часто скрывают происходящее из-за страха или стыда. Однако есть косвенные признаки, на которые стоит обратить внимание. Ребенок может резко потерять интерес к школе, его успеваемость падает без видимых причин. Он становится замкнутым, раздражительным, у него портится сон и аппетит. Часто «теряются» карманные деньги или оказываются испорченными личные вещи, школьные принадлежности.
Кто чаще всего становится жертвой буллинга
Мы попросили Наталью Зыкову составить примерный портрет среднестатистической жертвы школьной травли, однако, как утверждает омбудсмен, представить его невозможно. Причина в том, что подвергнуться буллингу может кто угодно. И все же есть ключевой признак, характерный для всех пострадавших:
«Жертва – это тот ребенок, который отличается от других. И повод может быть любой. Это могут быть особенности развития, внешности, болезни. Что интересно, в группе риска также оказываются одаренные, талантливые и успешные дети. С такими случаями мы уже сталкиваемся», — рассказала Наталья Зыкова.
С наименьшей вероятностью травле будет подвергаться «средний» ребенок. А родителям тихих и замкнутых детей, как и явных лидеров, которых не хочет принимать коллектив, стоит насторожиться, ведь чувство непохожести и «инаковости» может вызвать зависть и гнев.
Что делать, если вы столкнулись с буллингом?
По мнению Наталии Зыковой, самое главное — заметить проблему, не игнорировать ее и не надеяться, что она решится сама. Ребенок так или иначе подает определенные сигналы о помощи, поэтому родителям и педагогам действовать нужно быстро и последовательно. Детям нужно не бояться обращаться за помощью, а взрослым — не спускать ситуацию на «тормозах».
В зависимости от того, кто является агрессором, сообщить о буллинге можно следующим способом:
- Классный руководитель и администрация школы. Это первый и обязательный шаг. Нужно письменно или лично сообщить о ситуации, потребовать провести проверку и принять меры. Если реакции нет или она формальная — идти выше.
- Службы примирения (медиации). Почти в каждой тульской школе они есть. В идеале именно они должны стать главным инструментом для решения конфликта. В ходе медиации жертва, обидчики и, возможно, другие ученики садятся за стол переговоров с нейтральным ведущим (медиатором) и вместе ищут выход. Цель — не наказание, а восстановление отношений и понимание.
- Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области. В аппарат Натальи Зыковой можно обратиться, если школа проблему игнорирует. Контакты: телефон, электронная почта и форма обращения есть на официальном сайте.
- Министерство образования Тульской области. Это надзорный орган, который может провести проверку в школе и обязать ее устранить нарушения.
- Полиция (УМВД). Если буллинг сопровождается побоями, вымогательством денег, порчей имущества или угрозами — это уже состав для заявления в полицию.
Как отмечает Наталья Зыкова, в Тульской области делают упор на профилактику и работу школьных служб примирения. Сейчас в регионе активно действуют 90 таких служб и регулярно проводят восстановительные программы. Их задача — научить детей самих решать споры, не доводя до травли.
«Эффект есть там, где службы медиации работают не «на бумаге» — где есть специалисты, которые умеют разговаривать с детьми. Они помогают не просто «замять» инцидент, а докопаться до причин и по-настоящему помирить стороны», — говорит Зыкова.
Омбудсмен подчеркивает, что лучшая защита от буллинга — это климат в школе, где травля считается неприемлемой. Этого можно добиться, если учителя не проходят мимо, проводят тематические классные часы и сами показывают пример уважительного общения.

