Автомобильный холдинг «КорсГрупп» известен, пожалуй, каждому туляку. Больше 35 лет на рынке, высокая репутация и лидирующие позиции в автомобильной отрасли. Как компания развивается в непростых условиях, продиктованных геополитикой, «Тульской прессе» откровенно рассказал Олег Борисович Мастрюков, генеральный директор и совладелец известного холдинга.
Поговорили о ситуации на российском рынке автомобилей и прогнозах по ее динамике, про открытость к новому, слухи о возвращении западных брендов, а также о необходимой перестройке системы управления складами.
Как будет развиваться дилерская сеть компании в 2026 году? Планируете ли вы сохранить динамику 2025 года?
Да, мы продолжим стратегию, которую выбрали еще в 2017 году, но я хотел бы отметить, что мы никогда не ставим себе задачу открыть определенное количество дилерских центров. Для нас важно другое – чтобы каждый проект был экономически выверенным и приносил долгосрочную отдачу. Мы развиваемся там, где видим перспективу и уверены в бренде, с которым работаем. Приоритет всегда за партнерами, с которыми у нас уже выстроены устойчивые отношения и прибыльный бизнес. При этом мы открыты к новым брендам, если на рынок выходит производитель, заинтересованный в сотрудничестве.
Какие бренды планируете добавить в портфель, а какие, наоборот, убрать из него?
Для нас при выборе нового бренда ключевыми критериями остаются надежность, прогнозируемость и долгосрочная стратегия партнера. Именно на эти показатели мы ориентируемся при формировании портфеля. На сегодняшний день можно уверенно говорить, что так называемая большая четверка сформировалась и ее позиции выглядят устойчивыми, конечно, для нас важно продолжить работу с этими дистрибьютерами. Но и ряд других брендов, которые чуть позже начали свое развитие в России, тоже демонстрируют высокий профессионализм и перспективность.
В 2025 году мы продолжали активное развитие компании, последовательно расширяя сеть дилерских центров. Так, этой весной мы запустили продажи бренда Haval Pro в Ногинске, открыли новые шоурумы Chery Tenet в Калуге и Туле, увеличили присутствие Changan и Belgee в ряде регионов. Да, темпы открытия новых локаций несколько замедлились, однако мы не остановили движение и продолжаем развивать сеть там, где видим устойчивый спрос и потенциал роста.
Каким образом, на ваш взгляд, изменится ситуация на российском рынке автомобилей в ближайшие годы?
Перспективы российского авторынка в ближайшее время во многом зависят от общеэкономической ситуации и того, что будет происходить с ключевой ставкой Центробанка. Соотношение инфляции (роста цен на автомобили) и ключевой ставки будет определять покупательский спрос. Безусловно, потребность в автомобилях у населения значительно больше, чем существующий объем продаж. Устойчивый рост рынка возможен только при повышении покупательной способности и доступности кредитов. Думаем, снижаться рынку дальше уже некуда, но в конечном итоге его размеры и возможность возврата ушедших брендов будут сильно зависеть от геополитической ситуации в мире.
Как вы воспринимаете различные слухи о возвращении западных брендов в Россию? Есть ли основания доверять им?
Слухи о возвращении западных брендов в Россию воспринимаются неоднозначно и приносят то надежду, то разочарование. С одной стороны, понимаешь, что ностальгия по привычному ассортименту и качеству вполне объяснима. Многие потребители, несмотря на появление достойных альтернатив, продолжают ассоциировать определенные бренды с определенным уровнем жизни, надежностью и статусом.
С другой стороны, необходимо сохранять здравомыслие и критически оценивать поступающую информацию. В нынешней геополитической обстановке возвращение западных компаний — это сложный и многоуровневый процесс, зависящий не только от их желания, но и от санкционных ограничений, логистических проблем и, конечно, политической воли. Поэтому любое заявление о скором возвращении, особенно не подкрепленное официальными документами и конкретными планами, должно восприниматься с осторожностью.
Имеет смысл разделять разные типы слухов. Если информация исходит от авторитетных источников, таких как аналитические агентства или деловые издания, и содержит анализ экономических факторов и потенциальных сценариев, ей можно доверять в большей степени, чем анонимным сообщениям в социальных сетях. Однако в любом случае стоит помнить, что экономическая ситуация в мире остается нестабильной и любые прогнозы о возвращении западных брендов в Россию носят вероятностный характер.
Чем подход китайских автопроизводителей к развитию в России отличается от прежней модели западных брендов?
Когда китайские бренды только начинали формировать свое присутствие на российском рынке, всем игрокам пришлось решать задачу стремительного развертывания на новом рынке. Мы совместно искали баланс между интересами импортеров и возможностями дилеров — работали над адаптацией требований, будь то объемы инвестиций, стандарты оформления или масштабность дилерских сетей, к локальному рынку. Не всегда слишком высокие требования помогают эффективно и, главное, быстро выстраивать бизнес.
Сейчас ситуация заметно изменилась. За последний год производители прошли значительную адаптацию: усилили локализацию в России и Беларуси, выстроили устойчивую логистику и лучше поняли специфику рынка. Сегодня ведущие бренды идут по пути оптимизации — делают акцент на качественном развитии дилерской сети, сотрудничестве с надежными партнерами и более взвешенных стандартах. Это делает рынок зрелее, а взаимодействие — комфортнее для всех участников.
Насколько сложно было адаптировать процессы компании под новые стандарты этих брендов?
Адаптация внутренних процессов не вызвала серьезных трудностей. Гораздо важнее было выстроить открытый диалог с партнерами и совместно найти решения, которые более эффективно работают в российских реалиях.
Мы всегда стараемся находить баланс между необходимыми стандартами и практической целесообразностью. В конечном счете основной показатель успеха — это продажи и удовлетворенность клиентов. Поэтому для нас приоритетны гибкие, быстрые и экономически обоснованные решения при ведении бизнеса.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что с большинством дистрибьюторов мы смогли выстроить конструктивное взаимодействие и взаимопонимание. Это позволяет работать эффективно и достигать результатов, которые выгодны всем сторонам.
Сталкивается ли компания с дефицитом кадров? Какие специалисты наиболее востребованы сегодня?
Да, дефицит квалифицированных кадров мы ощущаем, и это не только наша проблема – с этим сталкиваются почти все компании в отрасли. Особенно остро не хватает специалистов сервисного блока: автослесарей, механиков, диагностов, которые умеют работать с современными машинами, гибридами и электрокарами. Сохраняется спрос и на высококлассных маляров и жестянщиков. Что мы делаем? Мы выстраиваем системную работу с колледжами и вузами, приглашаем студентов на практику, запускаем программы наставничества. Для нас важно не просто закрыть вакансию, а вырастить высококвалифицированного специалиста, который станет полноценным и успешным членом нашей команды.
Как текущее состояние авторынка влияет на процесс подбора новых сотрудников?
Текущая ситуация на авторынке, безусловно, накладывает свой отпечаток на процессы подбора. В 2022 году была высокая турбулентность, и кандидаты смотрели на отрасль с опаской – боялись простоев и падения доходов. Мы же старались максимально открыто показывать ситуацию: какие реальные объемы продаж, сколько заказ-нарядов в сервисе, какой уровень дохода сохраняется у сотрудников. Это сняло часть сомнений и позволило привлекать мотивированных людей. Сегодня рынок стабилизировался, но тенденция к «осознанному выбору работодателя» сохранилась. Люди внимательно интересуются, насколько бизнес устойчив, какие программы поддержки есть для сотрудников, изучают репутацию компании.
