Тульская пресса
Ваш вопрос
Отправить

Кладбище на замке.

Интересно, это для того, чтобы не вошли или не вышли? …Почему горожан не пускают на еврейское кладбище в Туле? Кладбище – место в городе не из самых приветливых. А если визит на могилы предков проходит через заводскую проходную, по удостоверению личности, ограничен строгими временными рамками?..

Расширялся завод, расширялся погост

Эту невеселую историю рассказала корреспонденту газеты «Московский комсомолец в Туле» наша постоянная читательница Татьяна. И если бы не её рассказ, многие, возможно, так и не узнали бы, что в Пролетарском районе Тулы, на территории нынешнего патронного завода, находится одно из старейших кладбищ города – еврейское. И пускают туда далеко не всегда и не всех.

Основано оно было в 1857 году и с тех пор непрерывно расширялось: власти города регулярно выделяли тульской еврейской общине прилегающие к погосту земли для захоронения умерших родственников.

В 1906 году на территории кладбища появился дом, на одной половине которого проходили традиционные омовения усопших, а на другой проживал сторож. В годы Великой Отечественной войны погост претерпел существенные разрушения. Все необходимые восстановительные работы были проведены в 1945 году членами тульской еврейской общины на добровольные пожертвования. Вплоть до 60-х годов прошлого века кладбище оставалось действующим, и на нём производились захоронения. Однако в 1969 году, в связи с открытием нового городского кладбища на Новомосковском шоссе, одновременно с другими городскими кладбищами оно было закрыто. К тому моменту территория старого погоста уже с трёх сторон граничила с разросшимся и расширившимся патронным заводом.

Пускать – через проходную

Многие почли за лучшее произвести перезахоронение останков своих близких на новомосковском кладбище. Однако те, чьи усопшие предки по-прежнему покоятся под стенами патронного завода, в течение последних 23 лет, как выяснилось, вынуждены наносить им визит через проходную.
Дело в том, что в 1987 году дирекция завода огородила погост бетонным забором и пропустила по верху колючую проволоку. А спустя несколько лет по периметру кладбища выросло второе ограждение – на сей раз железное. Во внешней стене имеется небольшая дверь, однако на ней уже много лет висит проржавевший амбарный замок, и по всему видно – этим входом давно уже никто не пользуется. Единственный путь в царство мёртвых лежит, как уже было сказано, через проходную патронного завода.

– Не знаю, кому как, а для меня это было настоящим унижением, – рассказывает тулячка Татьяна, родственники которой захоронены на еврейском кладбище. – Сначала вахтёры потребовали, чтобы я предъявила документ, удостоверяющий личность. Затем начали выспрашивать, кого я собираюсь навестить на кладбище, словно всех усопших знают поименно. Я стояла в узком проходе у турникета, пока они куда-то звонили по телефону и докладывали о цели моего визита.

Периодически спешившие по своим делам рабочие завода резко и грубо требовали освободить проход. Наконец мне сообщили, что время для посещений, по их мнению, уже неподходящее (было часа четыре дня) и порекомендовали в другой раз наносить визиты в утренние часы, Это ужасно! Я ведь всего-навсего хотела навестить могилу своей бабушки. А ощущение было такое, словно прошу свидания в тюрьме! И у кого?! Какое отношение все эти люди имеют к этому кладбищу, к могилам моих предков?..

Негодование женщины вполне резонно, да и вопрос уместный. Земли под кладбищем, хотя бы уже и не действующим, не могут являться собственностью завода – как минимум, до тех пор, пока не истёк срок давности имеющихся на его территории захоронений. В собственность предприятия кладбищенская земля может перейти лишь в том случае, если оно за свой счёт, по соглашению с родственниками усопших, произведёт перезахоронение останков. Юристы разводят руками, называя данный случай беспрецедентным: фактически не имея на это полномочий, тульский патронный завод регулирует процесс посещения погоста.

Вынужденная мера?
За комментариями по данному вопросу корреспондент газеты «Московский комсомолец в Туле» обратился к начальнику охраны предприятия (фамилию и имя он назвать не пожелал). Вот что он рассказал:

Колючая проволока и бетонная стена, которыми сегодня огорожено кладбище, были вынужденной мерой. За тридцать лет, в течение которых погост был фактически бесхозным, он неоднократно становился объектом нападения вандалов, а кроме того, стал местом постоянного сбора окрестных хулиганов и пьяниц. Мы никак не могли допустить такого соседства. Патронный завод всё-таки является закрытым режимным предприятием. Разумеется, кладбище было огорожено по соглашению с тульской еврейской общиной. Мы обычно не препятствуем людям, которые приходят навестить могилы своих близких. Однако паспортные данные переписывать обязаны, так как по дороге на погост они пересекают границу завода. Особое разрешение требуется лишь в тех случаях, когда проводятся масштабные уборочные работы с привлечением большого количества людей и техники. Я знаю, что некоторое время назад у главного раввина тульской еврейской общины имелся собственный ключ от калитки во внешней стене кладбища, и охрана завода неоднократно сталкивалась с ситуацией несанкционированного проникновения родственников умерших на территорию погоста. Мы вынуждены были попросить их впредь согласовывать свои визиты с нами во избежание недоразумений.

Те, кому такая ситуация не по душе, подумали бы лучше о том, что, если бы не своевременное вмешательство нашего руководства, могилы их близких были бы уже стёрты с лица земли, а бесценные исторические памятники, такие как литая чугунная беседка позапрошлого века, превратились бы стараниями местных хулиганов в груду металлолома…

Сложно судить, кто прав, а кто не прав в этой ситуации. Аргументы, приведённые начальником охраны патронного завода, безусловно, весомы. Но и чувства людей, добивающихся аудиенции в узком проходе у турникета, можно понять. Представьте себе, что завтра кто-нибудь, пусть даже из самых лучших побуждений, организует контрольно-пропускной пункт на пути к могилам ваших близких и станет диктовать вам свои условия. Возможно, тогда вам не составит труда определить для себя, на чьей вы стороне в этой истории.

Фото: last24.info

Хотите поделиться интересной новостью или проблемой? Связаться с нами можно по телефону редакции 52-55-33 в будни с 9:00 до 17:00. Также написать нам в любое время можно в WhatsApp и Telegram по номеру 8 (930) 074-52-17.
Правила публикации комментариев: Все комментарии предварительно проверяются модератором, это может занять некоторое время. При этом ночью срок публикации может увеличиваться. Будьте внимательны - по закону мы не можем размещать комментарии, содержащие нецензурную лексику и оскорбления.
Комментарии для сайта Cackle
Подписывайтесь на канал «Тульская пресса» в Дзен, чтобы узнавать о новостях и взгляде экспертов на важные события.
Новости компаний