«Я – Париж»
Весь мир скорбит вместе с Францией. В страшную ночь после пятницы тринадцатого случился крупнейший теракт во французской истории.
В центральной части Парижа произошло сразу несколько терактов: взрывы у стадиона, где смотрел футбол президент Олланд, стрельба в кафе и ресторанах и драма с заложниками в концертном зале. По последним данным, погибли как минимум 129 человек, порядка 300 человек пострадали.
Официально пока никто не взял на себя ответственность за убийства людей, хотя в СМИ появилась информация о том, что якобы ответственность взяли террористы запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство*».
«Серия терактов в Париже была «актом войны» против Франции со стороны группировки «Исламское государство*», заявил президент Франсуа Олланд. Ранее боевики ИГ* выпустили видео с угрозами новых атак.
Атаку совершили восемь террористов, семь из которых подорвали себя при помощи пояса со взрывчаткой. Еще один был убит полицейскими. При этом в спецслужбах не исключили, что на свободе могут еще оставаться как сообщники, так и участники терактов.
В связи со случившимся президент Франсуа Олланд объявил о введении в стране режима чрезвычайного положения и введении усиленного контроля за пересечением государственных границ. Во Франции объявлено чрезвычайное положение. Сроком на месяц введён пограничный контроль на всех пунктах въезда в страну. Сообщается о мобилизации военных и полицейских резервистов.
Авиакомпания American Airlines объявила об отмене рейсов в Париж.
Три бельгийских туристических компании — Jetair, Sunjets.Be и Thomas Cook — предложили своим клиентам полный возврат денег за купленные ранее туры и билеты во Францию.
Президент Ирана, собиравшийся прибыть в Париж в понедельник в рамках своего первого европейского визита, заявил об отказе от поездки.
В связи с трагедией хочется выразить соболезнования родным и близким погибших в терактах во Франции. И других терактах, о которых почему-то скорбели в существенно меньших масштабах.
«Я – Бейрут»
После теракта в Ливане подобных надписей не появилось. После этого теракта вообще не было никаких массовых акций выражения скорби. Никто ливанский кедр на небоскрёбах не высвечивал, грустных постов не размещал. Некоторые из моих знакомых вообще оказались не в курсе произошедшего.
А ведь двойной теракт в Бейруте унес жизни более 40 человек, 239 получили ранения. Среди погибших и пострадавших есть дети.
Ответственность взяло на себя запрещенное в России «Исламское государство*».
Местные СМИ называют произошедшее местью за недавние успехи «Хезболлы» в Сирии — добровольцы этого шиитского движения воюют на стороне Башара Асада. Международные наблюдатели видят в терактах признаки расширения зоны действий ИГ* в регионе.
Стоит отметить, что взрывы в ливанской столице прогремели всего за пару дней до саммита в Вене по вопросам выхода из пятилетнего кризиса в Сирии.
Взрывные устройства были приведены в действие в южном пригороде Бейрута в лагере Бурдж-эль-Бараджна, где преимущественно проживает шиитское население. Теракт стал самым кровавым в Бейруте за последнее время, хотя подобное уже происходило в январе прошлого года.
По данным SITE Intelligence Group, занимающейся мониторингом активности террористов в интернете, в социальных сетях боевики «Исламского государства*» назвали произошедшее «уникальной операцией по обеспечению безопасности», которая стала возможна благодаря заминированному мотоциклу и террористу в «поясе смертника». Всего в атаке были задействованы три боевика, однако один из них сам стал жертвой взрыва. Еще один террорист после преследования сдался властям — он оказался ливанцем из Триполи. Молодой человек добровольно признался правоохранителям, что он был наемником ИГ*.
Изначальной мишенью боевиков была мечеть имама Хусейна — именно к ней на мотоцикле пытался прорваться первый террорист-смертник. Путь ему преградил активист шиитской партии «Хезболла». Молодой человек ценой собственной жизни не позволил боевику приблизиться к храму и тем самым спас десятки жизней. После того как прогремел первый взрыв, люди бросились помогать раненым, и тогда с интервалом в пять минут боевики привели в действие вторую бомбу.
Напомним, что подобную тактику боевики применяли в России. Например, в 2013 году в Буйнакске взорвались две самодельные бомбы, причем второй взрыв прогремел, когда на место прибыли полицейские. А годом ранее аналогичные взрывы были в Дербенте.
Хочется верить, что французам мир соболезнует не больше, чем ливанцам, иранцам, кенийцам и другим, пережившим подобные трагедии. И что все дело в том, что мировая общественность внезапно поняла, что стоит перед угрозой реальной катастрофы. Надеюсь, что это не публичное сострадание за компанию, как бы ужасно это ни звучало.
«Я боюсь?»
Именно так многие отреагировали на «18 смертников, взорвавших интернет». Глупый провокационный вброс о 18 смертниках, якобы намеревающихся осуществить атаки в крупнейших городах России, был широко растиражирован в соцсетях.
Тексты рассылки немного различались, но смысл их оставался одинаковым: «Знакомой прислали предупреждение: Уважаемые родители, примите, пожалуйста, к сведению. По информации МВД, в РФ заслано 18 террористов-смертников, в ближайшие выходные возможен теракт в крупных торговых центрах. Предупредите знакомых и близких. Пожалуйста, отнеситесь серьезно, у нас усиление очень мощное».
Подобные сообщения получали люди по всей стране через мессенджеры в смартфонах и соцсети. Что уж там, это вброс добрался и до нашей редакции. Правда, уже после того, как МВД РФ сообщило, что определило ответственных за рассылку информации о готовящихся терактах.
До сих пор в соцсетях полно подобных сообщений, обрастающих все новыми и новыми подробностями: некоторые пишут, что о готовящемся теракте сообщала «телефонограмма из Москвы»; упоминаются боевики запрещенного в России ИГ*.
На момент написания статьи в одной только сети «Вконтакте» насчитывается порядка 2 тысяч подобных сообщений в новостной ленте, не говоря уже о «личке».
Источники «Бизнес Online» сходятся на том, что своими действиями злоумышленники, вероятно, намеревались дестабилизировать обстановку в республике и посеять панику среди жителей Татарстана.
Аналогичной точки зрения придерживаются эксперты «Газеты.Ru». «Что касается рассылок о якобы готовящихся террористических актах, стоит отметить, что наиболее вероятной конечной целью является создание панических настроений. Если конечная цель данной акции именно устрашение, то способы распространения информационной волны выбраны весьма грамотно», — рассказал заместитель генерального директора интернет-агентства «Сидорин Лаб» Никита Прохоров.
По данным последних исследований маркетинговой компании Nielsen, одни из самых доверенных рекламных каналов — отзывы от знакомых и информация на отзовиках. Эффект правдоподобности усиливают записи в стиле «у меня есть друг в полиции, и он сказал, что…». «Поэтому, когда люди видят подобные SMS или сообщения в профилях своих знакомых, информация для них считается проверенной», — подчеркнул собеседник.
Эксперты системы мониторинга социальных медиа и СМИ Brand Analytics отмечают, что вброс через SMS или мессенджеры организовать довольно сложно (получатель всегда фильтрует неизвестного отправителя), с другой стороны — для персонального вброса могут быть использованы, например, взломанные скайп-аккаунты. «В группе в соцсетях посеять панику, публикуя имитацию SMS или переписки в мессенджере, проще — участник группы не знает всех «в лицо». Использование скриншотов добавляет «достоверности» вбросу и затрудняет его автоматическое выявление – необходимо распознание картинки, а такой функционал не является еще обязательным в системах мониторинга соцмедиа», — рассказал «Газете.Ru» директор по маркетингу и коммуникациям Василий Черный.
При этом никакой специальной технической подготовки от злоумышленников не требуется: нужны «наработанные» заранее аккаунты и/или боты, готовые действовать. В Brand Analytics подчеркнули, что у занимающихся информационными вбросами такие наработки, конечно, есть.
В «Сидорин Лаб» уверены: подобную деятельность необходимо пресекать, и задача эта осуществима. С помощью современных инструментов можно вычислять как весь путь развития информационной волны, так и обнаружить изначальные источники. «Из возможных средств по пресечению подобной деятельности стоит выделить систему мониторинга Brand Analytics. С ее помощью можно выявлять подобные сообщения в течение считаных секунд после их появления, а также строить подробные географические карты развития лавины сообщений. Это позволит быстро построить карту развития всего информационного вброса», — отметил Никита Прохоров.
Данная система уже использовалась в некоторых ситуациях для работ с МЧС. «При дальнейшей отработке данной ситуации есть смысл запустить обратную волну со спокойными комментариями и призывом не поддаваться провокациям и панике. Мы живем в информационный век, и, к сожалению, многие доступные средства используют не в благих целях», — резюмировал эксперт.
По словам советника по безопасности и информационному противодействию Российского фонда развития высоких технологий Николая Димлевича, организаторами подобного вброса могли выступить сторонники ИГ*, проживающие в нашей стране. «Россия находится в состоянии войны с международной террористической организацией, называющей себя «Исламское государство*». Экстремисты в этой войне используют все методы, включая психологические», — поделился он в интервью «Вечерней Москве».
Директор Института демографической безопасности Ирина Медвева прокомментировала ситуацию следующим образом:
«Вгонять людей в панику выгодно только нашим врагам … Когда людей хотят предупредить об опасности, это делается очень деликатно, спокойно. И людям всегда дают понять, что они будут под охраной, что их уберегут от теракта, что власть не спит, а, наоборот, заботится об их безопасности. Панику всегда сеют враги.
Нам надо понимать, что налицо одна из манипуляций общественным сознанием, причём очень опасная. Честным СМИ надо объяснять, откуда у таких историй ноги растут».
Надеюсь, что мы доходчиво объяснили историю вброса и то, как к подобным сообщениям следует относиться в дальнейшем.
Хочу напомнить, что в годы Великой Отечественной войны паникёров приравнивали к трусам и провокаторам. Не поддавайтесь панике.
Для безопасности жителей после терактов в Париже все подразделения полиции на территории РФ, в том числе и тульские, переведены в режим повышенной готовности.
* Деятельность организации запрещена на территории России по решению Верховного суда.