В начале 2017 года тема запрета ношения хиджаба в школах снова стала предметом общественных споров.
В течение последних недель политики, общественники и эксперты обсуждают, нужно ли снимать запрет, а ВЦИОМ провел отдельный телефонный опрос, посвященный отношению граждан к демонстрации религиозных атрибутов.
Причиной тому стала реакция президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова на высказывание главы Минкульта Ольги Васильевой.
На пресс-конференции, посвященной итогам 2016 года в сфере образования, Васильева подчеркнула, что хиджабу в светской школе не место.
«Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются подчеркнуть свое отношение к вере подчеркнуть… У нас светский характер образования», — прокомментировала запрет на ношение мусульманских хиджабов в школах Васильева.
Ответ на слова министра поступил незамедлительно – глава Чечни Рамзан Кадыров в своем «Инстаграме» раскритиковал позицию Ольги Васильевой:
«Платок не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, носить которую предписано Всевышним Аллахом и Пророком (с.а.в.). Васильева вправе высказывать своё «личное убеждение», но оно остаётся её мнением и не принимает силу закона», — отметил Кадыров.
Рамзана Кадырова полностью поддержал президент Центра стратегических исследований религий и политики современного мира Максим Шевченко, отметивший, что «чиновники не разбираются в деталях местной региональной жизни».
«Светское государство позволяет людям быть верующими. Мы же видим, что государство ведет себя как слон в посудной лавке, разламывая собственную конституцию и самого себя», — заявил Шевченко.
В Казани же студентки Казанского исламского университета провели акцию под лозунгом «Мы любим хиджаб!».
«Несмотря на то что в Татарстане проблем с ношением хиджабов у мусульманок нет, мы решили провести эту акцию, чтобы поддержать наших сестер из других регионов, для которых хиджаб оказался под запретом», — уточнили организаторы акции.
Тогда же, в конце января стало известно, что в чеченском парламенте инициировано принятие закона, позволяющего носить в школах религиозные атрибуты.
«Мы незамедлительно инициируем принятие такого закона в многонациональной Чеченской Республике, при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы. Такого закона, при котором они, сохраняя равные права, будут на специальных уроках с гордостью рассказывать о великих духовных ценностях своих древних религий», — сообщил спикер республики Магомед Даудов.
Однако, после того, как Дмитрий Песков заявил, что Кремль не будет участвовать в дискуссии, вопрос, казалось бы, исчерпал сам себя.
«Сейчас мы не хотели бы становиться стороной этого вопроса», — подчеркнул пресс-секретарь президента.
Тем не менее, 1 февраля Рамзан Кадыров, поздравляя своих подписчиков в «Инстаграме» со Всемирным днем хиджаба, отметил, что платок не ущемляет чьи-либо права и никому не мешает.
«Однако, есть силы, которые осознанно пытаются создать образ врага из девушки в хиджабе. Авторы целого ряда публикаций идут при этом на явный обман, публикуя в своих материалах по данной теме фотографии женщин в чёрных одеяниях, закрывающих лицо паранджой. Но все это со временем уйдёт, останется то, что предписано Всевышним. Я поздравляю всех девушек мира в хиджабе с этим замечательным днём!», — заключил глава Чечни.
На законодательном уровне
Возможно, прогноз Рамзана Кадырова сбудется – СПЧ при президенте РФ готовит доклад с предложениями закрепить внешний вид российских школьников.
«Как минимум надо договориться о ценностях и выработать общие подходы. А дальше посмотрим, готовы ли мы к законодательному решению этой проблемы. Вопрос в том, насколько открыто школьники могут демонстрировать свое вероисповедание и не будет ли это нарушать светский характер государства и право на образование», — рассказал Евгений Бобров.
Напоминаем, сейчас, согласно статье 38 закона «Об образовании», внешний вид школьников определяют сами образовательные организации, другой пункт регламентирует, что государственные и муниципальные средние образовательные учреждения «устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Кроме этого, Совет обратится к лингвистам, которые объяснят, что такое «светское образование» как таковое.
«Это главный вопрос, потому что светскость образования указана в законе, и надо понимать, в какой мере это может исключать религиозные предпочтения. И не только религиозные, например, тот же пирсинг. А некоторые вообще считают, что все школьники должны носить форму и выглядеть одинаково», — пояснил Бобров.
Мнения разделились
Темой отношения россиян к запрету хиджаба в школах заинтересовался и ВЦИОМ – центр изучения общественного мнения опубликовал итоги опроса.
По данным исследований, за последние пять лет россияне стали спокойнее относиться к внешним проявлениям религиозной принадлежности.
47% граждан считают, что в этом нет ничего предосудительного, заметно выше эта доля среди молодежи — 73% в группе от 18 до 24 лет, последователей ислама (68%).
Недопустимым со стороны учеников и учителей подобное поведение считают 47% — среди 45-летних и старше – 55-57%, высокообразованных – 56%, атеистов – 56%.
«За последние годы наблюдается повышение уровня социально-психологического принятия представителей других конфессиональных групп – значимые для исповедующих разные религии символические элементы (такие как хиджабы) стали более понятны и привычны», — прокомментировала результаты опроса директор спецпрограмм ВЦИОМ Елена Михайлова.
Туляки о хиджабах
В течение недели корреспонденты «Тульской прессы» собирали комментарии общественников и политиков региона о запрете ношения хиджаба в общеобразовательных учреждениях.
Представитель дагестанской диаспоры в Туле Ризван Максимов, к примеру, считает, что необходимо разделять религиозные и светские школы, а активные дискуссии и акцентирование внимания на проблеме ни к чему хорошему не приведет в принципе.
«Если мы будем акцентировать внимание на том, что люди носят, или будем говорить о разрешениях и запретах — это ни к чему хорошему не приведет.
Это не имеет ничего общего с религией и принадлежит национальности, религия — это другое», — отметил Максимов.
А вот Глава регионального отделения Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) Мамед Альмурзаев поддерживает сторонников хиджаба в школах.
По его словам, у представителя любой конфессии должно быть право на ношение атрибутов своей веры, будь то крестик или хиджаб, однако, как и Ризван Максимов, Альмурзаев считает, что спекуляция на резонансной теме недопустима.
«Откровенно говоря, людей, которые обостряют ситуацию в этой сфере общественной жизни, как мне кажется, нужно привлекать к ответственности», отметил глава регионального отделения РКНК.
Разделились мнения и среди известных тульских политиков.
Лидер фракции ЛДПР в Тульской областной Думе Александр Балберов считает, что светские школы — не место для любых разграничений по религиозным признакам.
«Какое бы вероисповедание не было человека в нашей многоконфессиональной стране, я считаю, что в светских учебных заведениях это распространять вредно», — заявил Балберов, отметив, что это его личное мнение.
А вот эсер Сергей Гребенщиков полагает, что в России каждый имеет право на выражение своих религиозных чувств, в том числе и в школах.
«В конце концов, если школьницы захотят ходить с покрытой головой, следуя канонам своего вероисповедания, от этого никому хуже не станет. Не следует заострять на этом внимание. Школа – это, прежде всего, образовательное учреждение, там дети учатся. Вопросы религии – очень личная тема, и здесь каждый ребёнок ведёт себя так, как его воспитали родители.
Разумеется, не следует впадать в крайности, но законодательно запрещать ношение хиджабов я считаю бессмысленным», — объяснил свою позицию руководитель регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
В отличии от Сергея Гребенщикова, лидер тульского отделения Российской партии пенсионеров за справедливость ношения хиджабов в школах не одобряет.
«Хиджабы не одобряю. В школах для этого введена единая форма одежды. Но с другой стороны не надо афишировать и выставлять напоказ предметы культа других религий, в том числе и крестики», — считает политик.
От политиков к общественникам – мы поинтересовались мнением председателя Общественной палаты Тульской области Александра Воронцова.
«Носить хиджабы уместнее на национальные праздники, к примеру, а школа есть школа. Лучшим решением было бы ввести везде школьную форму. Это всех уравняет и дисциплинирует», —считает Воронцов.
В заключение мы приводим слова имама Тульской области Ришата Давыдова, который подчёркивает, что в нашем регионе вопрос стоит не так остро, как в других.
По словам Ришата Давыдова, в вопрос ношения хиджаба в регионе не стоит так остро, как в других регионах.
«Конечно, хотелось бы, чтобы в современной цивилизованной школе носили современную одежду и постепенно восстанавливали школьную форму.
Но с другой стороны есть люди, исповедующие ислам, придерживающихся традиций в поведении и ношении одежды – с ними сложнее.
Нужно объяснять людям, что такое жизнь и какие порядки есть в школах и высших учебных заведениях. Если это объяснять – все становится проще», — заключил имам.