ИА «Тульская пресса» напоминает, что в Государственной Думе вновь поднят вопрос о захоронении Ленина.
Тульский политолог Александр Жабров рассказал «Тульской прессе», имеет ли смысл и вновь открывать эту тему и как подобные инициативы характеризуют депутатов Госдумы:
«Первое, что приходит в голову, когда в очередной раз слышишь об инициативе захоронить тело Ленина – вспоминаешь то ли байку, то ли быль, о том, как мавзолей затопило канализационными стоками из поврежденной трубы, а патриарх Тихон по этому поводу высказался: «По мощам и елей». Во вторую очередь в голову приходит вопрос: «почему именно сейчас?». Да, понятно, что в год столетия двух русских революций, в День рождения вождя мирового пролетариата эта тема возникнуть должна была, но чтобы в качестве законопроекта, который теперь будет обсуждаться российскими парламентариями, разгорится общественная дискуссия и т.д. – все это выглядит довольно громко и не слишком своевременно.
Поднимая подобные вопросы члены Госдумы, видимо, говорят нам, что более насущной повестки дня у них нет, что социальных и экономических проблем у населения не осталось, бедность побеждена, международное положение России прекрасно и безоблачно, а борьба с коррупцией завершилось полной и безоговорочной победой над мздоимцами. Теперь, как бы говорят нам народные избранники, можно обсудить и вопрос останков Владимира Ильича. Правда, наблюдая за Государственной Думой и эффективностью ее работы, лично я не уверен, какие вопросы депутатам целесообразнее доверять – развития Российского государства или перемещения останков.
Что же касается существа дела, я полагаю, что негоже трупу лежать на главной площади государства среди толп гуляющих и радостных туристов, неподалеку от грандиозных концертов и праздничных мероприятий, рядом с торговыми центрами. И здесь совершенно неважно отношение к Ленину. Не имеет значения, считаем ли мы его виновником развала великой империи или предводителем борьбы рабочих и крестьян за освобождение от угнетения капиталистов. В любом из этих случаев не хватает на Красной площади кладбищенской тишины и спокойствия. Мавзолей, скорее туристический объект, нежели что-либо другое, а, следовательно, ни о каком особом почтении и уважении к Владимиру Ильичу речи не идет.
Более того культ мертвых подобного рода характерен скорее для восточных деспотий, а не для современных цивилизованных государств, и наличие забальзамированного тела в самом центре страны, нас вполне определенно характеризует в этом смысле. То есть, сама идея захоронения Ленина мне представляется разумной, но, на мой взгляд, нет никакой необходимости принимать по этому поводу отдельный закон, и, повторюсь, спешить с этим решением тоже не стоит. Если сделать это прямо сейчас, старшее поколение (которое в целом относится к Ленину иначе, чем молодежь) могло бы быть крайне огорчено. А придумывать дополнительные поводы для огорчения стариков у нас совсем не целесообразно.
Со временем Ленин обязательно будет похоронен, и это станет одним из символов превращения России в более современное, цивилизованное, европейское государство. Только это будет далеко не главным символом и не первым шагом. Куда важнее на этом пути будут другие достижения – сменяемость и открытость власти, честные и конкурентные выборы, достойная оплата и условия труда, уменьшение масштабов коррупции и многое другое. И, в общем-то, даже сегодня тело Ленина не мешает депутатам, в частности, и российской власти, в целом, работать над решением ни одной из этих проблем. Пусть Владимир Ильич полежит на месте еще какое-то время, куда важнее, чтобы ныне здравствующие государевы люди не належивали себе бока, а занимались реальными насущными проблемами»