Сергей Алексеевич входит в состав подгруппы «Единая публичная власть, местное самоуправление». На сегодняшнем заседании он представил одну из поправок, подготовленных с коллегами. Она касается возможности создания в Российской Федерации территорий с особым конституционно-правовым статусом.
– Существует целый ряд территорий, в силу своей специфики требующих особого управления. Это обусловлено вопросами безопасности, экологии, экономики. Например, это территории, где размещаются военно-стратегические объекты, такие как космодром «Восточный», заповедники и иные особые особо охраняемые зоны (озеро Байлкал, Кавказские минеральные воды). Поэтому предлагаю внести в Конституцию поправку о том, чтобы на территории Российской Федерации могли быть созданы федеральные территории, не входящие в состав территорий субъектов Федерации, – сказал Сергей Харитонов. – Создание таких территорий было бы правильно осуществлять в соответствии с федеральным конституционным законом в случае его одобрения законодательными органами государственной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Организация государственной власти на федеральных территориях также может быть установлена данным федеральным конституционным законом.
Предложение было воспринято с большим интересом. Сопредседатель рабочей группы, Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас отметил, что это принципиальная и достаточно важная новелла.
– Законодательство многих государств знает такой институт, – сказал сенатор. – В основном, это государства англосаксонской группы, есть такие территории в США, Индии, Австралии, Канаде. Там, где создаются такие территории, устанавливается специальный правовой режим. Процедура образования таких территорий везде различна.
По словам Андрея Клишаса, предложение требует внимательной проработки, поскольку тема серьезная.
– В Совете Федерации мы в первую очередь, должны провести предметные консультации с регионами. Нельзя рациональное здесь не увидеть рациональное зерно, потому что существует арктическая зона, есть крупные военные объекты, есть космодромы, которые даже в существующей практике управляются неким особым образом. У нас на территории есть закрытые территориальные образования, – напомнил Андрей Александрович.
Он выразил надежду на конструктивный диалог с субъектами Федерации, отметив, что по его итогам будут формулироваться конкретные предложения в текст Конституции.
Сопредседатель рабочей группы, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева также отметила, что подобная практика существует в целом ряде стран, но в каждом случае подход к их формированию – свой.
По ее словам, в ряде случаев речь идет о малонаселенных труднодоступных территориях, как, например, в Австралии и некоторых частях Канады, но есть и другие вариант. В Индии – это столица Дели, в США это федеральный округ Колумбия.
– Нужно изучить этот вопрос, потому что в одних странах это связано с необходимостью контроля и обеспечения управления малонаселенными территориями, в других случаях – с защитой особых природных условий, этносов, – сказала Талия Хабриева, заметив, что и конституционно-правовые статусы могу различаться в зависимости от того, что было причиной создания таких особых территорий.
Отметим, что помимо данной поправки, Сергей Харитонов внес на рассмотрение коллег еще семь предложений, касающихся деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.