Велохайвей «Лев Толстой» сменил свое название — теперь это веломаршрут «Лев Толстой». В конкретном случае, как корабль не называй, дальше он все равно не плывет.
Мы уже писали о том, что проект велохайвея сейчас находится под вопросом. Дело в том, что в оружейной столице приступили ко второму этапу озеленения проспекта Ленина: деревья в модулях уже появились на участке от Советской до Каминского. Здесь же, согласно уже другому проекту, должен быть проложен веломаршрут «Лев Толстой». И вот незадача — как уместить два проекта на одном участке? Ранее в городской администрации заявили, что проект озеленения реализуется с учетом инфраструктуры и пожеланиями жителей (опустим провальную историю с вазонами), а заказчиком веломаршрута является ТРОО «Велотранспортный союз». И никакого упоминания о Программе развития Тульской области, тем более — ни слова о поддержке со стороны губернатора.
АДМИНИСТРАЦИЯ vs ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
И вот он, первый камень преткновения, — в самом начале проспекта Ленина. Здесь стараниями управления по благоустройству сейчас высаживаются липы, а места для велодорожки будто бы и нет. Согласно изначальному проекту, велодорожка располагается на краю тротуара и занимает ровно 2,2 метра, еще столько же — лавочки и объекты озеленения. В администрации утверждают — места хватит всем:
«Ширина пешеходной зоны в начале проспекта Ленина позволяет проектировать велодорожку в зоне между модулями для растений и многоквартирными домами на рассматриваемом участке. Обо всех планируем работах на протяжении маршрута проинформирован «Велотранспортный союз», — заявили корреспонденту «Тульской прессы» в городской администрации.
Ну что же солидный шаг на пути, проекта, включенного в программу развития Тульской области — «проинформировали». И пока архитекторы скрупулезно разрабатывали проект веломаршрута, в администрации Тулы заказали разработку других эскизов — по озеленению проспекта Ленина. Согласовывались ли вообще эти два проекта, если в озеленении нет велодорожки, а в веломаршруте — нет модулей с деревьями?
Первоначальный проект озеленения проспекта Ленина на участке от Советской до Каминского
Проект веломаршрута (велохайвея) «Лев Толстой»
«Велохайвей — сложный проект и по стоимости, и по возможностям реализации. Велодорожки можно разместить не везде, даже исходя из особенностей рельефа. Но мы будем подходить к этому вопросу комплексно, чтобы в городе была удобная и продуманная сеть велодвижения, а не разрозненные участки», — позднее отмечал на встрече с журналистами Дмитрий Миляев, тогда еще глава тульской администрации.
Опять несостыковка. Пока реализация двух проектов — озеленения и веломаршрута — выглядит, как известная детская игра: кто занял стул, пока играла музыка, тот и выиграл. Победитель здесь очевиден (стоит лишь взглянуть на упирающиеся в провода липы на проспекте) — это администрация Тулы.
БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ, А ВОЗМОЖНОСТИ НАЙДУТСЯ
О веломаршруте и липах на проспекте Ленина слышали даже в Белгороде. Местные активисты заявляют: любой проект можно реализовать — было бы желание.
«Велохайвей «Лев Толстой» — это значимый проект, который может повлиять на приток туристов и популяризацию велодвижения. Более того, маршрут проходит по центральным улицам Тулы, тем самым повышает качество городской среды и способствует тому, что жители используют средства индивидуальной мобильности в качестве транспорта.
Проект действительно масштабный, но больше как социальный, стратегический. И, конечно, с его реализацией возникают сложности. Это связано с прохождением маршрута по лесоохранным территориям, через плотную городскую застройку. Проект затратный — и с точки зрения финансов, и с точки зрения ресурсов. Но я видел его и могу сказать, что реализация возможна. Все зависит от желания руководства города и региона», — отметил в разговоре с «Тульской прессой» советник департамента строительства и транспорта Белгорода Константин Кошкин.
Так могут ли найти общий язык властьимущие и тульские велосипедисты?
Еще в 2021 году заявлялось, что в работе над веломаршрутом активное участие принимает администрация Тулы. По словам уже бывшего заместителя начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству Андрея Игнатова, проект прорабатывался совместно городскими властями и экспертным сообществом, а в ходе проектных решений были определены непосредственные характеристики маршрута — проще говоря, «дорожная карта» (например, как он будет проходить, как это свяжут с благоустройством).
Для понимания: в рабочую группу входят 15 человек из числа специалистов органов исполнительной власти (от городской администрации — это сотрудники управления по транспорту и дорожному хозяйству), эксперты, представители велосообщества. Во главе стоит руководитель фракции «Единая Россия» в Тульской областной Думе, заместитель председателя Александр Рем, а за организационное сопровождение проекта отвечает Тульская общественная организация поддержки дорожного велодвижения «Велотранспортный союз» и ее руководитель Дмитрий Сухачев. Автором проекта стал главный архитектор ООО «Архитектурная мастерская «Хороший город» Сергей Бортулев.
Но создается ощущение, что в какой-то момент велосообщество отдалилось от администрации. А те, в свою очередь, решили действовать. Так, весной 2023 года стало известно, что вместе с комплексным ремонтом проспекта Ленина в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», администрация задумала обустроить велодорожку от улицы Циолковского до улицы Генерала Маргелова. Авторам веломаршрута «Лев Толстой» уже предложили включить данную велодорожку в свой маршрут. Будут ли они соглашаться (а это означает принять условия администрации и найти дополнительные средства, чтобы переделать дорогостоящий проект) — вопрос.
ВЕЛОМАРШРУТ «ЛЕВ ТОЛСТОЙ» — ЧТО СДЕЛАНО?
Как тульская администрация реализует проект озеленения — жители областной столицы видят и обсуждают. А что же с веломаршрутом? Этот вопрос «Тульская пресса» задала руководителю проекта Александру Рему.
Впервые о веломаршруте «Лев Толстой» заговорили в 2021 году. Вот, что сделано к сегодняшнему дню:
- разработана концепция всего веломаршрута от Тульского кремля до музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (проведен анализ территории, представлена графическая часть и видеопрезентация);
- выполнена топографическая съемка от ул. Советской до ул. Агеева (по обеим сторонам проспекта Ленина) и деталировочный проект фрагмента от ул. Советской до ул. Агеева;
- разработан брендбук веломаршрута;
- определен первый этап реализации проекта — маршрут «От парка до парка», связывающий ЦПКиО им. Белоусова и Платоновский парк;
- разработана трассировка фрагмента веломаршрута от ул. Агеева до Платоновского парка с учетом проекта ремонта улицы пр. Ленина по программе БКАД;
- выполнена топографическая съемка нечетной стороны пр. Ленина от ул. Рязанской до ул. Ген. Маргелова;
- выполнен деталировочный проект фрагмента от ЦПКиО им. Белоусова до Платоновского парка с учетом подбора и размещения всех элементов инфраструктуры маршрута;
- подобраны потенциальные производители и поставщики элементов инфраструктуры маршрута;
- выполнен расчет сметной стоимости реализации фрагмента веломаршрута от ЦПКиО им. Белоусова до Платоновского парка;
- разработан рабочий проект навигационных элементов.
Приступить непосредственно к строительству хотели в 2023 году, а ввести веломаршрут в эксплуатацию — к 2026 году. Суждено ли этим планах сбыться? Как сказал Константин Кошкин, все зависит от желания. От желания властей вписывать велодорожку в инфраструктуру оживленного проспекта Ленина, от желания рабочей группы принимать чужие «условия игры». Последние, при любом раскладе, уже проиграли: им остается лишь отказаться от своей идеи либо искать другие варианты. А пока можно ли удивляться 10-миллионым тратам спонсора на проект и тем, что еще предстоят, чтобы его поменять под условия администрации Тулы.