Цены на сливочное масло стали одной из самых обсуждаемых тем последнего месяца. Производители и магазины разводят руками — мол, мы ни при чем, выросла себестоимость, покупатели негодуют. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Сазанова объяснила «Тульской прессе», что же повлияло на подорожание масла и как это исправить.
«Цены сливочного масла к ноябрю поднялись почти на 20% (с начала года, уточн. редакции).
Такой рост цен объясняется рядом факторов как со стороны предложения, так и со стороны спроса. В июле года произошел рост тарифов, замороженных полутора годами ранее. Кроме того, ускорилась инфляция, в том числе из-за политики повышения ключевой ставки Банка России. Парадоксально, но, стараясь сдержать инфляцию, Банк России ускорил ее, поскольку удорожание заемных оборотных средств увеличило издержки и себестоимость производства продукции на всех российских предприятиях.
Рынок продуктов питания всегда более гибко реагирует на повышение себестоимости продукции за счет роста стоимости привлеченных оборотных ресурсов. Сливочное масло является одним из востребованных россиянами продуктов питания, и, кроме этого, спрос на него растет с наступлением осени и зимы. Производители сливочного масла отмечали рост стоимости сырья, в частности, сливок, на протяжении всего года, что также повысило себестоимость сливочного масла. Таким образом, среди факторов, за счет которых произошло повышение стоимости сливочного масла, главный вклад внесли факторы со стороны издержек.
Поэтому ввоз готового сливочного масла из рубежа не решит эту проблему в долгосрочном плане. Напротив, ввоз импортного сливочного масла может привести к банкротствам отечественных производителей, поскольку себестоимость производства у них остается высокой. Необходимо принять меры для снижения себестоимости сырья, из которого производится сливочное масло (крупные инвестиции в отечественную молочную промышленность), а также для снижения стоимости оборотных средств (целевые льготные кредиты)».
Ранее в ФАС России заявили, что производителей сливочного масла будут проверять и «в случае необоснованного повышения цен применять меры антимонопольного реагирования».
ПО ТЕМЕ: